«Ситуация в экономике Удмуртии остается управляемой»

Директор удмуртского филиала института экономики Уральского отделения Российской академии наук, доктор экономических наук Анна Овчинникова об инфляции и начавшемся снижении цен

Фото: Анна Овчинникова, vk.com

В июне уровень текущей инфляции к декабрю предыдущего года составил 11,78%, к соответствующему месяцу предыдущего года 17,82%, а к маю 2022 года -0,67%. Такое повышение уровня цен весьма ощутим для жителей Удмуртии и может вызывать их тревожность, озабоченность, а самое главное — изменение потребительских предпочтений, что вносит неопределенность для производителей и продавцов. Наибольший рост цен по сравнению с июнем 2021 года наблюдается по продовольственным товарам (без алкогольных напитков) — 21,94%, алкоголь подорожал на 13,98%, бытовые услуги — 11,83%.

Основным фактором снижения цен на товары и услуги в июне 2022 года по сравнению с маем 2022 года является сезонность. В летние месяцы ежегодно наблюдается либо снижение темпов инфляции, либо ее отрицательное значение, как в этом году (-0,67%). Население сокращает спрос на многие группы продовольственных товаров (собственный урожай садоводческих участков дает такую возможность), в пользу организации отдыха, строительства, где мы и наблюдаем рост цен. Производители и продавцы продуктов питания для сохранения объемов производства и продаж снижают цены, соперничая за место в потребительской корзине. Повторение делового цикла (динамики цен), говорит о том, что ситуация в экономике Удмуртии, да и России, остается управляемой: отсутствуют непрогнозируемые шоки, хотя бы на потребительском рыке, как, то гиперинфляция, сокращение предложения ключевых товаров и т.д. Напомним, что гиперинфляция — это ситуация многократного увеличения цен: в моменте (в разы в течение месяца), либо поступательного в течение длительного периода времени 2-3 года (более 2% в месяц). В ситуации гиперинфляции происходит потеря доверия населения к правительству, банковской системе.

Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания* в июне 2022 года в Удмуртской Республике составляет 5 670 руб. (Справочно: РФ — 6 191,31 руб., ПФО — 5638,03 руб.), и если в России рост данного показателя 19,43%, в ПФО — 18,48%, то в Удмуртии — 25,34%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг** в июне 2022 года в Удмуртии составляет 18 101,89 руб. (13,78% к июню 2021г.). (Справочно: РФ — 20 070,91 руб. (11,03%), ПФО — 18 162,65 руб. (13,14%)). На данный момент сложно ответить на вопрос, чем вызван данный негативный тренд, сравнительно высокий по сравнению с другими регионами рост цен: отсутствие эффективной логистической системы, более высокие тарифы на транспортные перевозки в регионе, малые стратегические запасы ряда стратегических потребительских товаров, оппортунистическое поведение продавцов (в том числе федеральных розничных сетей) и производителей. Но это именно та проблема, которой необходимо уделить особое внимание: опережающие темпы инфляции в сравнении с другими регионами РФ.

Согласно данным ЕМИСС***, наибольший рост средних цен произошел на легковые импортные подержанные автомобили — 108,03%. Так в июне 2021 средняя цена на такой автомобиль составляла 526,7 тыс. руб., а в 2022 году — 1,095 млн руб., на новые же отечественные автомобили цена увеличилась на 58,06% и составила 1,045 млн руб. Рост цен более, чем на 50% по сравнению с предыдущим годом в основном коснулся непродовольственных товаров: мыло хозяйственное, туалетное, крем для лица, рук, краска для волос, пена для бритья, спички, лампы энергосберегающие, прокладки женские гигиенически; продуктов питания: кальмары мороженые, маргарин, консервы томатные, соль поваренная пищевая, рис шлифованный, горох и фасоль, ягоды замороженные; стройматериалы — кирпич красный; лекарства — йод, корвалол. Снижение цен в июне (в сравнении с июнем 2022 года) от 10 до 25% коснулось следующих товаров: свекла столовая, морковь, трикотажный головной убор женский, ботинки, полуботинки для детей школьного возраста, плиты древесностружечные, металлочерепица, газовое моторное топливо, эналаприл, колекальциферол, осельтамивир (Номидес), поездка на отдых в ОАЭ.

В розничных сетях существует ряд терминов, определяющих товары, наиболее востребованные у покупателей: знаковые, якорные, группа А, повышенного спроса, базовый ассортимент. Сравнивая цены именно на эти товары, покупатели относят, классифицируют магазин как «дорогой», «дешевый», «средней цены»: хлеб, яйца, колбаса, лампы, мыло и т.д. Сегодня в условиях сильной волатильности рубля и значительной зависимости от импорта, производители и продавцы вынуждены постоянно корректировать свои цены в зависимости от условий рынка. Так на рынке одновременно присутствуют партии товаров с огромной дифференциацией в цене в зависимости от даты производства, курса доллара. Не у всех, особенно «местных», «несетевых» магазинов, малых предприятий есть возможность своевременно реагировать: менять ценники, приобретать партии товаров по более выгодной цене, снижать цены до рыночных и т.д. Поэтому мы прогнозируем, что на региональном рынке продолжиться усиление федеральных игроков как производителей, так и розничных сетей.

* Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на продукты питания, входящие в него. Используемые в расчетах веса являются условными и не ставят задачи отразить реальные объемы потребления товаров в данный момент времени. В состав условного (минимального) набора продуктов питания включено 33 наименования продовольственных товаров. Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц. («Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен», утвержденная приказом Росстата № 734 от 30 декабря 2014г.).

** Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, исчисленная по субъектам РФ является показателем, который может быть использован как вспомогательный инструмент при оценке уровня материального благосостояния населения, отражая сложившийся уровень цен как на продовольственные, так и непродовольственные товары, а также услуги. При исчислении показателя как по субъектам РФ, так и по России в целом используются единые веса (количество товаров), сохраняющиеся постоянными на все время исчисления показателя, и фактические средние потребительские цены по субъектам РФ и России в целом. Используемые в расчетах веса являются условными и не ставят задачи отразить реальные объемы потребления товаров в данный момент времени. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц. («Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен», утвержденная приказом Росстата № 734 от 30 декабря 2014г.).

*** Единая межведомственная информационно – статистическая система.

Вся лента