Стрит-ритейл замещает пространства

Удастся ли арендодателям торговых локаций в Москве найти замену ушедшим компаниям

Владельцы помещений на пешеходных улицах Москвы рискуют лишиться восьмой части своих арендаторов. По оценкам Knight Frank, 12% торговых пространств в этих локациях приходится на западные бренды, которые временно закрыли свои магазины или окончательно покинули Россию. Займут ли эти площади российские игроки? И могут ли они рассчитывать на скидки от арендодателей? Выясняла Лилия Галявиева.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Если рассматривать арендодателей, то сильнее всего приостановка работы иностранных брендов ударила по тем, кто сдает помещения на Кузнецком мосту. Сейчас половина торговых пространств в этой локации временно закрыты. Без дела простаивают помещения, где размещаются Nike, Massimo Dutti, Tommy Hilfiger, и большое четырехэтажное здание, которое всего полгода назад занял крупнейший в России и СНГ магазин Adidas.

Правда, о полном уходе из страны все эти бренды, кроме Nike, пока не объявляли. Так что надежда на то, что все вернется на круги своя, сохраняется, говорит директор направления стрит-ритейла Knight Frank Russia Ирина Козина: «Наибольший объем временно закрытых ритейлеров сейчас находится в процессе переговоров по поставкам вещей, оборудования.

В случае если будут достигнуты договоренности по логистике, вакансий мы ожидаем меньше, чем видим сейчас. Ближе к концу 2022 года магазины откроются».

Но получится это, похоже, не у всех, и прецеденты есть. Французской косметической компании L'Occitane, например, удалось наладить поставки продукции в Россию и передать бизнес локальным управляющим. А британской Lush, по данным “Ъ”, придется свернуть деятельность в стране, поскольку ввозить товары даже в рамках параллельного импорта оказалось невозможно.

И вряд ли в такую ситуацию попал только этот бренд. Российских игроков освобождающиеся площади привлекают. Но занять их способны не все, говорит партнер консалтинговой группы GRM Сергей Новиков: «Прямиком из офлайна в Столешников переулок не перепрыгнешь. Переход на стрит-ритейл подойдет тем компаниям, которые уже отработали свои розничные продажи на торговых центрах.

Для молодых брендов все-таки объемы их бизнеса не совсем позволяют накопить тот уровень ликвидности, который нужно будет тратить на арендные платежи. Ценовая планка поднята достаточно высоко, и не все российские молодые бренды смогут осилить такую финансовую ношу».

Казалось бы, в ситуации, когда предложение по торговым площадям превалирует над спросом, арендодатели должны идти на уступки ритейлерам. Но не в данном случае, объясняет партнер компании Triniti Consulting Александр Обуховский: «Чаще всего именно арендодатели в стрит-ритейле менее гибкие в переговорах. Они согласны, чтобы помещение долго стояло пустое, прежде чем заполнится кем-то из арендаторов по их желаемым условиям.

Поэтому какое-то время мы можем наблюдать именно закрытые двери магазинов».

Некоторым, впрочем, договориться с арендодателем удалось: неделю назад, например, магазин в некогда обители тяжелого люкса — Столешниковом переулке — открыла локальная марка одежды 12Storeez.

Есть и еще один вариант развития событий, продолжает Сергей Новиков из GRM: «Может быть, до Москвы дойдет петербургский тренд, когда долю fashion-ритейла занимает стритфуд. Опять же при соблюдении определенных условий здесь есть очень важный момент — какая ситуация будет с COVID-19».

Но даже если все обойдется, а собственники помещений пойдут навстречу рестораторам и ритейлерам, проблемы не закончатся. Дело в том, что на рынке существует несколько специфических площадей, арендаторов для которых в России просто нет, объясняет Александр Обуховский из Triniti Consulting: «H&M на Тверской улице занимал площадь в 5 тыс. кв. м. Заменить все это одним оператором в ближайшие годы маловероятно. Адекватной замены с точки зрения ассортимента, привлекательности бренда нет. Раньше это был торговый центр, теоретически его можно также конвертировать, распилить между теми, кто остался. Может тогда все и начнет функционировать».

Другой вопрос, какой будет посещаемость такого объекта. По данным аналитиков рынка, сейчас в торговых центрах на четверть меньше покупателей, чем в допандемические годы. И даже до показателей июня 2021-го нынешнее лето пока не дотягивает.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента