Стрит-ритейл замещает пространства
Удастся ли арендодателям торговых локаций в Москве найти замену ушедшим компаниям
Владельцы помещений на пешеходных улицах Москвы рискуют лишиться восьмой части своих арендаторов. По оценкам Knight Frank, 12% торговых пространств в этих локациях приходится на западные бренды, которые временно закрыли свои магазины или окончательно покинули Россию. Займут ли эти площади российские игроки? И могут ли они рассчитывать на скидки от арендодателей? Выясняла Лилия Галявиева.
Если рассматривать арендодателей, то сильнее всего приостановка работы иностранных брендов ударила по тем, кто сдает помещения на Кузнецком мосту. Сейчас половина торговых пространств в этой локации временно закрыты. Без дела простаивают помещения, где размещаются Nike, Massimo Dutti, Tommy Hilfiger, и большое четырехэтажное здание, которое всего полгода назад занял крупнейший в России и СНГ магазин Adidas.
Правда, о полном уходе из страны все эти бренды, кроме Nike, пока не объявляли. Так что надежда на то, что все вернется на круги своя, сохраняется, говорит директор направления стрит-ритейла Knight Frank Russia Ирина Козина: «Наибольший объем временно закрытых ритейлеров сейчас находится в процессе переговоров по поставкам вещей, оборудования.
В случае если будут достигнуты договоренности по логистике, вакансий мы ожидаем меньше, чем видим сейчас. Ближе к концу 2022 года магазины откроются».
Но получится это, похоже, не у всех, и прецеденты есть. Французской косметической компании L'Occitane, например, удалось наладить поставки продукции в Россию и передать бизнес локальным управляющим. А британской Lush, по данным “Ъ”, придется свернуть деятельность в стране, поскольку ввозить товары даже в рамках параллельного импорта оказалось невозможно.
И вряд ли в такую ситуацию попал только этот бренд. Российских игроков освобождающиеся площади привлекают. Но занять их способны не все, говорит партнер консалтинговой группы GRM Сергей Новиков: «Прямиком из офлайна в Столешников переулок не перепрыгнешь. Переход на стрит-ритейл подойдет тем компаниям, которые уже отработали свои розничные продажи на торговых центрах.
Для молодых брендов все-таки объемы их бизнеса не совсем позволяют накопить тот уровень ликвидности, который нужно будет тратить на арендные платежи. Ценовая планка поднята достаточно высоко, и не все российские молодые бренды смогут осилить такую финансовую ношу».
Казалось бы, в ситуации, когда предложение по торговым площадям превалирует над спросом, арендодатели должны идти на уступки ритейлерам. Но не в данном случае, объясняет партнер компании Triniti Consulting Александр Обуховский: «Чаще всего именно арендодатели в стрит-ритейле менее гибкие в переговорах. Они согласны, чтобы помещение долго стояло пустое, прежде чем заполнится кем-то из арендаторов по их желаемым условиям.
Поэтому какое-то время мы можем наблюдать именно закрытые двери магазинов».
Некоторым, впрочем, договориться с арендодателем удалось: неделю назад, например, магазин в некогда обители тяжелого люкса — Столешниковом переулке — открыла локальная марка одежды 12Storeez.
Есть и еще один вариант развития событий, продолжает Сергей Новиков из GRM: «Может быть, до Москвы дойдет петербургский тренд, когда долю fashion-ритейла занимает стритфуд. Опять же при соблюдении определенных условий здесь есть очень важный момент — какая ситуация будет с COVID-19».
Но даже если все обойдется, а собственники помещений пойдут навстречу рестораторам и ритейлерам, проблемы не закончатся. Дело в том, что на рынке существует несколько специфических площадей, арендаторов для которых в России просто нет, объясняет Александр Обуховский из Triniti Consulting: «H&M на Тверской улице занимал площадь в 5 тыс. кв. м. Заменить все это одним оператором в ближайшие годы маловероятно. Адекватной замены с точки зрения ассортимента, привлекательности бренда нет. Раньше это был торговый центр, теоретически его можно также конвертировать, распилить между теми, кто остался. Может тогда все и начнет функционировать».
Другой вопрос, какой будет посещаемость такого объекта. По данным аналитиков рынка, сейчас в торговых центрах на четверть меньше покупателей, чем в допандемические годы. И даже до показателей июня 2021-го нынешнее лето пока не дотягивает.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".