Калининграду мало вагонов
Как бизнес оценил решение ЕК открыть железнодорожный путь в самый западный регион РФ
Калининградские предприниматели не довольны мерами Еврокомиссии по транзиту в регион. Брюссель позволил поставлять товары по железной дороге, обязав при этом Литву проводить дополнительные проверки грузов, следующих из России. Автомобильные перевозки и вовсе попали под полный запрет. Как теперь будет работать бизнес в области? И с какими сложностями уже столкнулись предприниматели? Выясняла Дарья Фоменко.
Транзит между Калининградской областью и остальными российскими регионами нарушен уже почти месяц. Стоимость морских перевозок — единственных доступных — выросла в среднем на 20%. Сроки увеличились ощутимо. Калининградский бизнес застыл в ожидании. И вот открылся еще и железнодорожный путь.
Правда, больших надежд на него возлагать не приходится, жалуется основатель одной из мебельных компаний в Калининграде: «Металл для производства мебели я покупал в России. Доставка всегда проходила по железной дороге. Ритейлеры подняли цены, высокая стоимость была необходима, чтобы все сразу не раскупили. Если Литва разрешит нормальный транзит, а не будет делать вот эти странные заявления и начнет пускать вагоны, то тогда цены вернутся к нормальным значениям».
Более сложная ситуация у тех, кто прежде доставлял товары только автомобильным транспортом. Если раньше у бизнеса оставалась надежда на разрешение проблемы, сейчас уже точно придется искать альтернативные пути, а это не всегда просто, делится опытом главный конструктор калининградской машиностроительной компании «СудоРыбТехМаш» Дмитрий Никлонский: «90% наших материалов доставлялось автотранспортом. Поэтому пока не откроют автоперевозки, у нас лучше не станет. Поставки основных позиций ограничены — это металлы, мы их завозим в сравнительно небольших количествах.
На сегодняшний день удобнее, если бы субсидировались морские перевозки».
Ограничение на автомобильный транзит ставит под удар существование локальных логистических компаний в Калининграде. Отрасль может стать оазисом простоя и безработицы в регионе, объясняет гендиректор «Рустранссервиса» Леонид Степанюк: «В Калининграде 9 тыс. автомобильных грузовых перевозчиков и 15 тыс. сотрудников. Косвенно в отрасли занято 30 тыс. человек. Все они стоят без работы, выполняя требование Евросоюза запретить движение автотранспорта. Разрешена только перецепка и перегрузка на границе. Перевозчики в таком случае получат хоть какую-то работу. Но сколько будет задействовано бессанкционных грузовиков? 2 тыс.? А куда деть остальные 7 тыс.?»
По данным Литвы, ограничение на транзит по железнодорожным путям затронуло лишь 15% всего объема грузов, поставляемых таким маршрутом. Но с проблемами сталкивается и бизнес, совсем не связанный с санкционными товарами и их поставкой. Из-за дополнительных проверок и повышенного интереса в очереди стоит любая продукция, в частности, косметика, говорит основательница салона красоты French studio в Калининграде Анна Маркарян: «Мы работаем на немецкой косметике. Все поставки идут из Москвы, фуры стоят на границе и мы не можем получить товар — материалы, красители для волос, шампуни.
Думаю, что и задержка грузов будет, и, соответственно, повышение стоимости».
Собеседники “Ъ FM” высказали еще одно опасение: Еврокомиссия в документе подчеркивает, что вне зависимости от вида транспорта запрещен транзит так называемых товаров двойного назначения. И совсем не факт, что Литва не станет широко трактовать этот пункт. А, значит, бизнес Калининграда может потерять не только скорость доставки, но и некоторые позиции из электроники, химии и других наименований.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".