«Формулировки настолько неконкретны, что вызывают у меня профессиональный и человеческий страх»

Адвокат Александр Якимович об ужесточении ответственности за преступления против безопасности России

Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил введение в ряд статей Уголовного кодекса о преступлениях против безопасности государства новых «тяжких» и «особо тяжких» криминальных составов. Нововведения «Ъ-Кубань» прокомментировал адвокат Александр Якимович.

Адвокат Александр Якимович

Фото: предоставлено автором

«Анализ законопроекта показывает, что продолжается формирование нормативной базы для принятия мер в отношении лиц, совершивших действия "на территории иностранного государства", хотя Уголовный кодекс РФ — национальный, а не международный правовой акт. Очевидно, что введение в УК РФ таких норм не может основываться на Конституции РФ, так как ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Конституции РФ устанавливают, что законы РФ действуют только на территории России. Обсуждать возможные причины принятия таких норм, полагаю, возможно только в условиях, когда есть гарантия, что высказанное мнение не будет истолковано как экстремистское.

Содержание изменений в статьи об участии в незаконном вооруженном формировании (ст. 208), госизмене (ст. 275), шпионаже (ст. 276), новой статьи о сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией (ст. 275.1) я воспринимаю как создающие опасность для прав граждан, по крайней мере — потенциально. Убежден, что это не могло являться целью авторов законопроекта, однако новые нормы создают юридическое основание для применения наказания к людям, которые не совершали умышленных общественно-опасных деяний.

Так, например, в качестве преступления новые нормы указывают на совершение действий "в целях, противоречащих интересам РФ", хотя Конституция РФ вообще не предусматривает наличие именно "интересов" у самой Российской Федерации, и в РФ нет и не может быть закона, который бы ограничивал права граждан в целях защиты "интересов РФ" — это установлено ч. 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 Конституции РФ.

Формулировки новых норм настолько неконкретны, что вызывают у меня, с учетом нынешней социально-политической обстановки, профессиональный и человеческий страх.

Например, преступлением объявляется "участие в вооруженном конфликте на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам РФ", и эта формулировка содержит три опасности сразу. Во-первых, что правоохранительные органы сочтут "участием"? Фактически участием можно считать любые поступки. Во-вторых, что будет объявлено "интересами РФ"? В-третьих, как оправдаться и собрать защитительные доказательства "на территории иностранного государства", где процессуальный закон не действует? Никак. Но это новая ч. 3 ст. 208 УК РФ — до 20 лет лишения свободы.

Далее, статья 276 УК РФ теперь грозит 20 годами лишения свободы за шпионаж, способом которого объявляется передача, собирание, похищение или хранение сведений, которые "могут быть использованы против Вооруженных сил РФ", подчеркиваю — "могут". То есть наказан будет человек за действия, опасность которых от него не зависит, более того — он может вообще не знать, что эти действия создают опасность, не говоря о том, что наказание будет основано на предположении, хотя уголовный и уголовно-процессуальный закон исходят из принципа недопустимости наказания на основании вероятностей и предположений.

Наконец, поправки в статью о госизмене также грозят 20 годами лишения свободы за помощь "иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ". Эта формулировка позволяет наказать человека не за его действия, а за действия организации, в которых он сам участия не принимал, причем вообще мог и не знать об этих действиях, поскольку, как правило, противники РФ совершают свои враждебные действия тайно».


Читайте нас в Telegram

Вся лента