Выпуск стали в России стал невыгодным
Все крупные производители в июне работали с отрицательной рентабельностью
Российские сталелитейные компании в июне, по данным «Ъ», имели отрицательную рентабельность поставок и на внутренний, и на внешний рынок. Так, в «Северстали» сообщили «Ъ», что рентабельность экспорта составляла минус 46%, а на внутреннем рынке была почти нулевой (плюс 1%). Отрасль на этом фоне активно снижает выпуск, а также обдумывает сокращение инвестиционных программ.
Российские металлурги сейчас работают с отрицательной рентабельностью при продажах как на экспорт, так и на внутреннем рынке, сообщили «Ъ» собеседники в компаниях (крупнейшие российские производители стали в этом году еще не публиковали финансовую и операционную отчетность).
В июне 2022 года «Северсталь» работала с рентабельностью минус 46% на экспорт и плюс 1% на внутреннем рынке, говорит директор по GR «Северстали» и вице-президент ассоциации черных металлургов «Русская сталь» Андрей Леонов. «Северсталь» традиционно была одним из лидеров сектора по рентабельности, однако сильнее других пострадала от западных санкций. Ее основной акционер Алексей Мордашов и его активы находятся в SDN-листе, а европейские санкции запрещают поставки в ЕС.
По словам источников «Ъ», у других крупных компаний рентабельность в июне тоже отрицательная. ММК, поставляющий на внутренний рынок до 90% своей продукции, вышел на средний показатель рентабельности минус 5,9%, рассказал собеседник «Ъ». ПМХ в июне не вел продажи на экспорт. Предприятие холдинга «Тулачермет» и его партнерский завод «Тула-Сталь» работали с рентабельностью минус 6% и минус 49% соответственно. Официальных комментариев в этих компаниях не дали.
Отрицательная рентабельность может стать причиной существенных корректировок инвестиционной программы.
В июне владелец ММК Виктор Рашников говорил, что инвестпрограмма комбината может быть реализована при рентабельности не менее 15%, однако в мае этот показатель составлял 4%. По его словам, поставщики угля и руды хотя и снижают цены, но пространства для маневра остается немного. «У них тоже осталась маржа не такая большая, как говорится, не додавишь»,— цитировал Виктора Рашникова ТАСС.
Загрузка металлургов также падает. «Русская сталь» заявляла на прошлой неделе, что в июне производство стали снизилось на 20–50% в зависимости от компании, а себестоимость производства выросла на 50% (поскольку ряд затрат носит постоянный характер и не зависит от объема выпуска). Минпромторг в этих условиях предлагал снизить налоговую нагрузку на металлургов и отменить акциз на жидкую сталь, который был одобрен в прошлом году в качестве меры по изъятию сверхдоходов. Минфин пока не готов отменять акциз, но может рассмотреть его корректировку.
НЛМК ожидает падения производства стали в России по итогам года на 15%, или на 11 млн тонн. Наиболее сильное снижение ожидается во втором полугодии. По данным Worldsteel, производство стали за первые пять месяцев года упало на 2,3%, при этом снижение выпуска наблюдалось практически во всех крупных странах-производителях. В мае выпуск стали в РФ снизился только на 1,4% по сравнению с прошлым годом — до 6,4 млн тонн.