Речные трамваи не уложились в график

Из-за чего ГТЛК подала иск к верфи Emperium

Запуск электрических речных трамваев по Москве-реке в очередной раз столкнулся с проблемами. Закупщик судов для регулярных перевозок — Государственная транспортная лизинговая компания — подала иск к верфи Emperium экс-банкира Александра Лебедева. Согласно материалам суда, на которые обратил внимание РБК, компания не смогла вовремя получить комплектующие, а это влияет на график запуска проекта. Теперь ГТЛК хочет взыскать с производства около 8,5 млн руб.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Согласно контракту, подписанному в марте, лизинговая компания заказала у верфи Emperium семь электрических речных трамваев. На их закупку выделили свыше 1,1 млрд руб. Планировалось, что новые суда пополнят флот компании «Водоходъ» в следующем году. Неустойка должна компенсировать и потери перевозчика, добавляет главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский: «Сдача судов переносится, существует определенная ссылка на санкции и комплектующие.

Речь идет о достаточно небольшой неустойке при таком огромном контракте — 8 млн руб.

Судебные отношения между лизингодателем, поставщиком предметов лизинга и лизингополучателем — это нормальная практика.

Контракт с "Водоходом" — крайне сложный проект — и правительство Москвы, и лизинговые компании — все связаны обязательствами, поэтому, если что-то пошло не так, лучше сразу это решить через суд. Предполагалась последовательная сдача в 2022 и 2023 годах. В каком-то объеме движение все-таки будет запущено, но не такое регулярное и не в таком объеме, как это планировал "Водоход". Соответственно, он тоже потеряет какие-то деньги. Верфь заключила договор в марте этого года, и вопросы о санкциях уже тоже были на тот момент понятны. Почему еще на стадии контракта стороны не договорились о переносе сроков или о каких-то других вариантах реализации, непонятно».

Планируется, что речные трамваи будут курсировать по двум маршрутам — от причала парка Фили до Киевского вокзала и от Печатников до Автозаводского моста. В «Водоходе» ожидали, что первых пассажиров перевезут 1 июля. Однако в апреле компания признавала, что сроки запуска сдвигаются на один-два месяца. На прошлой неделе в дептрансе пояснили, что «Водоходъ» попросил столичное правительство пересмотреть в контракте время сдачи судов. Из-за санкций пришлось скорректировать логистические пути, а часть импортных составляющих, в том числе мотор, заменить на российские.

В итоге пять речных трамваев перенесли на следующий сезон навигации. Все еще остается вопрос рентабельности и необходимости такого транспорта для москвичей, отмечает председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков: «Речной транспорт сейчас неэффективен и скорее нужен в прогулочных целях. В столице ходят теплоходы "Москва". В отличие от железной дороги, это не монополия, туда никто особо не стремился. Это признак того, что, наверное, перевозки без каких-то бюджетных дотаций невыгодны.

Исторически в Москве существовали транспортные линии, но это были переправы, и сейчас работает одна от Северного речного вокзала в Тушино. Ничего не сделано для того, чтобы возобновить скоростное сообщение по каналу имени Москвы. Кейсы Мытищинского района, даже Дмитровского района семь лет назад завершились вместе со списанием, никто не подумал над тем, чтобы их возобновить. Те суда, которые были анонсированы Ликсутовым, массового опыта эксплуатации в мире не имеют.

Рядом с Москвой-рекой нет ни одной станции метро, может быть, за исключением "Киевской", но там надо идти пешком метров 500. Ни в Филях, ни в Нижних Мневниках станций на берегу реки нет. Речной транспорт вряд ли будет ходить часто, вряд ли у него будут интервалы 3 мин, как в метро, или 5-10 мин, как у магистральных автобусных маршрутов. Станция метро "Мневники" все равно пустая, там люди могут пройти 300 м до речки, подождать рейсы трамвайчиков, переправиться и потом пойти пешком в Филевскую пойму».

В начале года в столице протестировали пока только один речной трамвай на 50 мест от верфи Emperium. Всего же «Водоходъ» получит 21 электросудно — на их строительство столичные власти выделили чуть меньше 20 млрд руб. Помимо трамваев, Emperium должна поставить зарядные станции и плавучие причалы. По ожиданиям дептранса, полностью пассажирский флот укомплектуют к следующему году.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Ольга Сергиенко

Вся лента