«Мы формируем интерес к культуре»
Директор нижегородского Арсенала Анна Гор – о миссии музея и планах на год
Нижегородский Арсенал, который с недавнего времени является Волго-Вятским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, в 2022 году отмечает 25-летие. О миссии музея, его юбилее и выставочной программе «Ъ-Приволжье» рассказала директор Анна Гор.
— Анна Марковна, вы прежде говорили, что Арсенал рассчитывает выйти за пределы здания. Удалось ли это?
— Арсенал выходит за пределы своего здания через проекты, в которых он участвует. Мы находимся в самом центре города – в кремле, и это типичная позиция для крупного учреждения культуры.
Но для нас важно, чтобы люди, живущие в районах, встречались с культурой не только в центре. Она должна быть в шаговой доступности.
Это возможно, в частности, благодаря программе «Культурный район» (ряд специальных событий, проводимых в тех районах Нижнего Новгорода, которые получили этот статус в текущем году.— «Ъ-Приволжье»). Она призвана выяснить, что хотят жители. Мы, конечно, всех подряд не опрашиваем. Ведь культура устроена как – срабатывает то, что вы уже знаете. Если вы не знаете, что хотите в музей Уффици (один из старейших музеев Европы во Флоренции.— «Ъ-Приволжье»), вы никогда не скажете, что хотите туда. Поэтому важно спросить тех, кто знает. А знают люди, которые делают культурные проекты. Именно поэтому устраивается грантовый конкурс. Поддержку получают наиболее интересные, новые и современные проекты. Жители в них участвуют и начинают интересоваться. То есть мы формируем интерес к культуре, заводим механизм, как в музыкальной шкатулке. Но ручку крутить надо постоянно – начав процесс, его надо продолжать.
— Какой вы видите миссию Арсенала?
— Мы свою миссию сформулировали более десяти лет назад, когда после ремонта Арсенал стал музейной площадкой. Она звучит так: «Арсенал есть пространство художественной коммуникации для развития человека и территории». То есть каждый, кто приходит смотреть наши выставки, слушать музыку или лекции, участвовать в дискуссиях, получает за счет этого общения импульс развития. Вся деятельность Арсенала способствует изменению репутации нашего города, укрепляет ее. Это общие слова, понятно, но за ними стоят очень конкретные действия.
— С вхождением Арсенала в Пушкинский музей направление развития как-то изменилось? Или просто появились новые возможности?
— Возможности, конечно, появились, потому что у Пушкинского музея очень разнообразная и еще не исчерпанная коллекция. Мы можем ею пользоваться, и у нас есть большие преференции. Мы всегда были ориентированы на то, чтобы между классическим музейным искусством и современным не было барьеров. В этом смысле мы совпали с Пушкинским музеем.
Для нас очень важно показывать новое в контексте старого, а старое – в контексте нового, обеспечивать их диалог.
Поэтому наличие более тесной связи с Пушкинским музеем позволяет нам выстраивать целые программы. В частности, у нас есть выставочная трилогия «Названо Вазари» (проект объединил экспонаты из коллекций Пушкинского музея и произведения современного искусства.— «Ъ-Приволжье»). Первая выставка была в прошлом году – «Названо Вазари. Готика». Многие ее запомнили. В этом году будет «Названо Вазари. Возрождение». А в 2023 году будем говорить о позднем возрождении, которое тоже назвал Вазари, – маньеризм.
— Как Арсенал будет отмечать юбилей?
— 16 июля мы откроем новую выставку. Это подарок известной культурной институции Stella Art Foundation. Наши кураторы поработали с коллекцией фонда и придумали выставку, которая называется «Формы и методы». Она про то, как художник выступает исследователем, применяя разные способы построения графиков, создания диаграмм. И даже визуальный облик этой выставки напоминает кальку – разграфленная синим структура. Когда художник ищет ответы на свои вопросы через приложение каких-то структурных модулей.
Кроме того, 16 июля мы устроим чаепитие во дворе Арсенала и проведем специальный концерт, посвященный памяти одной из создательниц центра Любови Сапрыкиной. Она умерла в 2005 году. Но то, что она наметила, придумала и оставила нам, реализуется до сих пор.
— Выставочная программа Арсенала до конца года уже понятна?
— До конца года мы сделаем еще несколько выставок. Один проект – «Бегство в Египет». Он состоит из произведений Египетской коллекции Пушкинского музея и работ современной художницы Ирины Затуловской, будет большая инсталляция на целый зал. Второй проект – «Между землей и небом», объединяющий работы трех авторов разных периодов. Это целостная серия гравюр «Нелепицы» Франсиско Гойя – большая редкость для нашего города, потому что его работ вообще в России мало. Умопомрачительные фантазии, драматические, очень странные и страшные. Второй автор – русский художник 1920-х годов Василий Чекрыгин. Может быть, не широко известный, но очень близкий по мироощущению Гойе и увлеченный русским космизмом Николая Федорова. И третий – близкий к космизму, но совершенно другой системы художник русского андеграунда Эдуард Штейнберг, это уже 1980-е годы. Фактически одна выставка с тремя очень-очень разными авторами.
— Не могу не спросить про сотрудничество с международными художниками. Возможны ли такие проекты с учетом нынешней ситуации?
— Я думаю, мы сейчас выдержим какую-то естественную паузу, а после все возобновим. Потому что лично у нас никаких противоречий с авторами нет.
Для современного искусства большой международный контекст по-прежнему очень важен.
Но сейчас даже перевозка работ затруднена.
— В годы пандемии посещаемость всех культурных учреждений, естественно, снизилась, но у Арсенала были очень популярны отдельные онлайн-проекты. Как сейчас обстоят дела?
— Пандемия нас многому научила. В частности, тому, что каждое событие в Арсенале должно иметь цифровой слой. Если физическая посещаемость из-за коронавируса резко упала, то в онлайне она выросла в десятки раз, по некоторым проектам – в сотни. Мы просто не задумывались о том, как это важно и как это расширяет знание, понимание, дружбу с посетителями. Но мы научились это делать, и у нас были проекты целиком для сети. Сейчас все программы делаются на двух площадках – виртуальной и реальной. Сильно выросло и качество зрителя, если так можно сказать. Люди, которые приходят в Арсенал, знают, зачем приходят, – думать, общаться, рассуждать, пить кофе, окунаться в дружескую атмосферу. Главное – думать, думать и думать. Они получают от этого кайф. И это то, ради чего мы работаем.
— Есть у Арсенала какой-то количественный показатель качества работы?
— Количественные показатели важны, но для отчетов. В среду я люблю уйти с работы чуточку пораньше и пройти по выставочному залу. Это бесплатный день для посещения, спасибо нашим спонсорам. Я вижу группы людей по два, по три, иногда по пять человек, которые стоят у произведений и разговаривают. Количество этих групп, внимательно рассматривающих работы, лучший показатель для меня. Я вижу их глаза, как они общаются с искусством, – и понимаю, что наша миссия работает.