Куда приводят пути
Ралли-рейд «Шелковый путь» образца 2022 года
16 июля в Москве пройдет торжественный финиш ралли-рейда «Шелковый путь». Десять дней назад, на старте, было много интриг. В гонке участвует полностью женский экипаж — сможет ли он победить экипажи мужские? С опытными раллийными пилотами соревнуется экс-гонщик Формулы 1, он даст всем фору или придет к финишу последним? На старт раллийного соревнования после почти тридцатилетнего перерыва вышла заводская Niva, будет ли это возвращение легендарным? И насколько изменится сама гонка, имеющая статус международного соревнования, после начала проведения военной спецоперации, повлекшей за собой введения разного рода санкций и поделивший страны на дружественные и не очень? Корреспондент «Автопилота» искала ответы на эти вопросы, наблюдая за стартом и первыми этапами «Шелкового пути» в Астрахани.
Жара за тридцать
Тишина мертвая, и стрекотание кузнечиков лишь подчеркивает эту мертвенность. Шипы колючек набиваются в кроссовки, а руки на обжигающем солнце испытывают на себе постепенную градацию красного. Слышен звук вертолета. Значит, уже близко. И действительно, через несколько минут издалека нарастает гул автомобильного двигателя и мимо тебя стремительно проносится громадный «КамАЗ». Поднятый им песок медленно оседает, в том числе и на тебя и твой телефон, которым ты хотела запечатлеть этот момент. Минута-другая, и мимо проносится раллийный MINI John Cooper Works. Когда облако песка и пыли рассеивается, снова слышится только стрекот кузнечиков. И через временные промежутки, которые могут затягиваться на десятки минут, мимо проносятся то красные «МАЗы», то разноцветные квадроциклы Can-Am Maverick, то грузовички, отдаленно напоминающие GAZelle NEXT, то легко узнаваемые Toyota LC 200, а следом — квадроциклы Yamaha и эндуро-байки KTM. Примерно так выглядит гонка «Шелковый путь» для зрителя. Редкого зрителя, который сумел найти точку маршрута на карте, добраться до нее и занять безопасную наблюдательную позицию.
Гонок и зрелищ
«Мы не сильно рекламируем места для просмотра», — рассказывает мне первый заместитель руководителя проекта ралли «Шелковый путь» Виктор Соколов, объясняя это соображениями безопасности. Трассу протяженностью 4463 км — а именно такой общий километраж «Шелкового пути» в этом году — не сделаешь такой же безопасной, как трек для кольцевых гонок. «За каждым зрителем не поставишь волонтера, контролера, полицейского… Но есть и такие участки, где участники едут просто в коридоре людей. Особенно на таких зрелищных отрезках, как броды — в интернете много роликов, как это выглядит».
Зрителям «Шелковый путь» и правда интересен. Накануне официального старта я стала невольным свидетелем случайного разговора между потенциальным зрителем и одним из организаторов. Мужчина интересовался, где купить билет на торжественный старт гонки, и получив ответ, что мероприятие бесплатное, переспросил, можно ли все-таки как-то за деньги. Ну, потому что «весь город же придет» и «ничего не увидишь».
И это правда — публике на официальном открытии толком ничего не было видно. Ни машин, если это не МАЗы-КамАЗы, ни гонщиков, ни официальных лиц. На церемонии открытия, тем временем, с напутственной речью выступил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, он же жал руки пилотам и штурманам. Правда, не всем, а, как сложилось впечатление, избранным. Например, титулованным. Или всемирно известным. Такие в этом году на «Шелковом пути» были: чемпион России и обладатель Кубка мира по ралли-рейдам Владимир Васильев, чемпион Беларуси по ралли и руководитель команды MAZ-SPORTauto Сергей Вязович, чемпион России по трофи-рейдам и победитель «Дакара» в зачете квадроциклов Сергей Карякин. Но в команде последнего выступает пилот без чемпионских регалий, но при этом вызывающий повышенный интерес у всех вокруг — Никита Мазепин, лишившийся после 24 февраля возможности выступать в Формуле 1 и находящийся под персональными санкциями, но все же решивший выступить в новой для него автоспортивной дисциплине.
Бежать и гнать
И, справедливости ради, отметим, что интерес вызывает не только драматизм карьеры Никиты Мазепина, но и его спортивные достижения. Если в финале третьего этапа «Шелкового пути» он толкал свою машину руками, так как у него закончилось топливо, то по итогу восьмого этапа он лидирует в зачете мотовездеходов.
На победу в том же зачете вполне могла претендовать Анастасия Нифонтова, чемпионка мира по кросс-кантри ралли 2015 года и двукратная вице-чемпионка мира, сменившая байк на мотовездеход. Но под Астраханью еще на втором этапе ее подвела техника: сломался карданный вал, затем появилась проблема с приводом. Попытки исправить все это на трассе не удались, в результате женский экипаж Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой получил 16 часов штрафа, что сделало победу в ралли фактически невозможной. Тем не менее, у Анастасии и после этого не было отбоев от интервью. «У меня все берут интервью, — делилась в беседе спортсменка, — а на самом деле героиня дня — Катюха. Она — прекрасный механик. Ползала под машиной, откручивала кардан, все эти рычаги меняла. Я была так только, «подай-принеси». Небольшой минус есть в том, что у нас в экипаже нет грубой мужской силы. Зато мы легче. Это, кстати, тоже плюс. Вдвоем мы весим как один здоровый мужик».
Тебя не бросим
Определенные сложности испытывают почти все участники «Шелкового пути». Если посмотреть на перечень машин, помимо ГАЗа, МАЗа, КамАЗа и Lada тут и BMW, и MINI, и Toyota, и Can-Am, и Yamaha. На вопрос, если ли проблема с запчастями, все отвечают одно и то же — пока нет, держимся на запасах. На следующий вопрос — нет ли планов пересесть на что-то импортозамещенное, все так же отвечают одно и то же: нет, нет ни планов таких, ни желания, ну а любые трудности — это всего лишь трудности, и они — преодолимы.
Как, например, проблемы со спонсорами. «У меня было большое количество иностранных спонсоров, — рассказывает Анастасия Нифонтова, — и, к сожалению, все они прекратили свою деятельность на территории России. Как они говорят: ничего личного, но у нас «политика партии» такая, мы все сворачиваем. Но вот компания «Газпромнефть» меня не бросила. Я им объяснила ситуацию, они сказали: ничего, мы тебя поддержим все будет хорошо». Более того, гонщица стала еще и новым амбассадором бренда G-Energy.
С какого боку?
Впрочем, «Газпром» «не бросил» не только отдельных гонщиков, но и ралли в целом. Генеральными партнерами «Шелкового пути» выступают ПАО «Газпром» и Федерация автомобильного и мотоциклетного спорта Китая. При этом сеть АЗС «Газпромнефть» выступает топливным партнером гонки. Что это значит? На территории бивуака, передвижной базы гонщиков во время ралли-рейда, где участники могут отдохнуть, отремонтировать технику и пообщаться друг с другом, есть специально оборудованная зона заправки, где могут в любое время, хоть в пять утра, заправляться те команды, кто захотел пользоваться подобной услугой, потому что никто ее принудительно не навязывает. Тут же заправляются и все автомобили организаторов.
Еще одна обязанность топливного партнера — заправка мотоциклов, квадроциклов и мотовездеходов во время прохождения спецучаствов, так как этим машинам топлива на всю гонку не хватает. И место дозаправки, как оказалось, одна из самых интересных точек на маршруте. Пока внедорожники и грузовики пролетают мимо, остальные сворачивают на пит-стоп. В какой-то момент у грузовика с бочками топлива выстраивается вереница багги. Многие машины имеют особенности конструкции, и потому заправщик спрашивает, куда вставлять заправочный пистолет. И вот один штурман достает взятую с собой специальную воронку и к ней — особенный шланг, попутно объясняя мне, что все эти устройства для заправки одобрены FIA. Заправка на тридцатиградусной жаре, да еще с подобными усложнениями — мероприятие опасное. Потому и территория перед грузовиком оборудована должным образом, а заправщик — определенным образом экипирован. На дозаправку подъезжает следующий экипаж. «Где у вас горловина?» — задает заправщик дежурный вопрос. «Откуда я знаю! — отвечает пилот. — Справа или слева».
Минуты важны
Когда все багги продолжают гонку, судьи, которые следят за соблюдением правил и отмечают время, потраченное на дозаправку, прячутся в тени своего автомобиля. Спрашиваю у них, почему они этим занимаются. Ответ, впрочем, очевиден: им нравится и гонка, и обстановка, и вся эта «раллийная романтика». Почему они тогда сами не гоняются? Дорого, отвечают они, «судьями быть дешевле».
Тем временем на горизонте появляется мотоциклист, еще один, потом квадроцикл. По регламенту, на пит-стоп им выделяют определенное время, и есть возможность перевести дух. «А сколько времени?» — спрашивает у меня Александр Максимов, действующий победитель «Шелкового пути» в зачете квадроциклов, лидирующий пока и в этом году. «Пол-одиннадцатого», — отвечаю я. «А сколько минут?» — уточняет он. «Двадцать восемь». «Да, мне минуты важны. Спасибо», — говорит он, понимая, что еще есть время немного отдохнуть. В этом году сеть АЗС «Газпромнефть» решила заправлять не только автомобили, но и поддерживать силы самих пилотов, в сухпайки которых теперь входят фирменные энергетический напиток и батончики с орехами и фруктами G-Drive. Я бы тоже не простив выпить яблочный энергетик. Куплю себе как-нибудь потом, на заправке.
Не для всех
Еще одна отличительная черта «Шелкового пути» 2022 года — проходящий в его рамках так называемый Гранд тур, в котором принимают участие любители автоспорта на собственных внедорожниках. У них — свои маршруты и своя программа. Многие называют их «туристами». Но организаторы полны надежд, что кто-то их них в будущем станет полноценным гонщиком. «Если из двадцати человек хотя бы один придет в ралли-рейды — уже здорово, — говорит Виктор Соколов. Одно из преимуществ участников Гранд тура — возможность проводить время в бивуаке, общаться с командами основной гонки. Обычных зрителей сюда не пускают, разве что можно попасть внутрь с экскурсией.
У въезда в бивуак в Астрахани располагаются две палатки с сувенирами — собственно «Шелкового пути» и команды-мейджора, «КАМАЗ-мастер». В первой уже идет распродажа и продавщицы уверяют, что цены снижены, во второй распродажи нет, и молодая семья с ребенком приценивается к сувенирам. Выбрав что-то отцу, теперь не могут не купить чего-то и сыну. Вариантов немного, от масштабной модели в масштабе 1:43 за восемь тысяч отказываются и выбирают вариант попроще — за три пятьсот. Оплачивает покупку мама, вслух по-доброму, но сожалеет: «Дорого вы мне обходитесь».
Тем временем для команд «Шелкового пути» есть кое-что абсолютно безвозмездное. Среди ярких палаток команд выделяется белая мобильная лаборатория G-Energy: белый шатер, внутри — аскетично располагается лишь один стол. Специалист приходит с чемоданчиком, достает оттуда свое исследовательское оборудование, и вот — лаборатория готова принять всех, кто хотел бы проанализировать работу узлов и агрегатов своего гоночного автомобиля на основе анализов его смазочных материалов. И марка масла не обязательно должна быть G-Energy. Проба отбирается прям в полевых условиях, а сама диагностика занимает всего 10 минут. По итогу команда получает распечатку, в которой отражена, во-первых, степень старения масла, которое определяют в ИК-спектрометре. Во-вторых, с помощью рентген-спектрометра оценивается износ и содержание присадок. Ну и в-третьих, портативный вискозиметр показывает, как изменилась вязкость масла.
Главная задача лаборатории — выявить возможные неполадки, которые во время гонки могут обернуться поломкой. Обычно механики уже приходят с каким-то подозрением, и анализ может его подтвердить или опровергнуть. Попадает ли в масло топливо, выработали ли смазочные материалы свой ресурс, какова динамика накопления металлов? Услуги лаборатория G-Energy доступны для всех команд в любом объеме и абсолютно бесплатно. А анализ технических жидкостей тех команд, кто использует смазочные материалы G-Energy, а это белорусская MAZ-SPORTauto и G-Drive Motorace Анастасии Нифонтовой, не только «предиктивная аналитика сервиса» с последующим выявлениям виновника нештатной работы мотора, но и возможность собрать данные, которые позволяют совершенствовать продукты и ложатся в основу новых рецептур моторных масел и смазочных материалов.
Скучновато в этом году
Так говорят мне многие коллеги, кто на «Шелковом пути» уже не первый год. «Гонка превратилась в местечковую». Так они говорят. «Нашим ребятам не с кем бороться». В 2019 году тут блистал Нассер Аль-Аттия. В 2021 фаворитом был Герлен Шишери. В этом году никто из-за рубежа не приехал. На вопрос, как изменилась ситуация после 24 февраля, Виктор Соколов отвечает, что ничего особенно не изменилось. Еще в прошлом году из-за ковидных историй было принято решение о проведении «Шелкового пути» только на территории России. Правда, маршрут должен был проходить через Воронеж, но эту точку в итоге сменили на Липецк. «Очень много, скажем так, писем поддержки европейских участников, со словами, что они хотели бы принять участие. Особенно участники зачета «мото». Все любят бывать в России, считают ее гостеприимной страной. Но написали о том, что, к сожалению, не могут к нам приехать».
Хотя на торжественном старте ралли среди стран-участников были названы Беларусь, Туркменистан, Казахстан, Монголия, ЛНР, Кипр, Израиль, Ливан, Франция, Италия, Мексика, Сербия, Чехия, Швейцария, Афганистан, Таджикистан, Киргизская республика, Армения, Азербайджанская республика, Молдова, Узбекистан и ДНР, все это международное разнообразие было все же условным, так как относилось к любительскому зачету «Гранд тур».
На этот зачет вообще возлагаются большие надежды. В том числе в сфере развития туризма. Многие люди по итогам гонки едут уже самостоятельно по проложенным ралли-рейдом спортивным маршрутам. Чтобы упростить задачу, сеть АЗС «Газпромнефть» и «Газпромнефть — смазочные материалы» совместно с «Шелковым путем» в прошлом году предложили автомаршрут «Открывая Сибирь» по следам ралли 2021 года и сделали его доступным на портале для путешествий, туризма и активного отдыха Travelask. В прошлом году благодаря «Шелковому пути» многие открыли для себя Алтай. Большое количество участников, как наших, так и зарубежных, остались там после гонки кто на месяц, а кто и на полтора, кто-то туда приехал потом, а кто-то планировал туда вернуться. Пусть этим планам будет суждено сбыться.