В Коми оживились мертвые души
Группировка сотрудников крупнейшего вуза в республике предстанет перед судом
Прокуратура Коми утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 13 должностных лиц Сыктывкарского государственного университета. Фигурантами уголовного дела, возбужденного в феврале прошлого года, стали первый проректор СГУ Ольга Кушнир, ответственный секретарь приемной комиссии и еще 11 сотрудников вуза.
Вуз носит имя всемирно известного социолога — уроженца Коми Питирима Сорокина. СГУ был создан по постановлению Совета министров СССР №698 от 24 сентября 1971 года и Совета министров РСФСР №580 от 25 октября того же года. В 1972-м в рамках первого набора студентов университет состоял всего из двух факультетов: историко-филологического и естественных наук. Сейчас СГУ состоит из дюжины институтов, осуществляющих обучение молодежи по 39 направлениям. Пять лет назад возглавлявший тогда Республику Коми Сергей Гапликов добился наделения университета статусом опорного вуза РФ, что стало возможным за счет объединения СГУ со старейшим учреждением высшей школы региона — Коми государственным педагогическим институтом.
Следственный отдел Следственного комитета России по Сыктывкару предъявил фигурантам обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, если это деяние повлекло тяжкие последствия), ч. 3,4 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения, организованной группой, в особо крупном размере) и ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог, повлекший существенное нарушение охраняемых законом интересов организаций).
«По версии следствия, для обеспечения перед Москвой видимости исполнения государственного задания по набору необходимого числа студентов на бюджетные места (на эти цели учредитель — Министерство науки и высшего образования РФ — выделяет целевое финансирование вузу в Коми.— “Ъ”) должностные лица госуниверситета в 2017 году разработали схему незаконного зачисления абитуриентов»,— сообщила «Ъ» старший помощник прокурора Коми Наталия Спиридонова.
По ее словам, работники вуза с 2017 по 2021 год сдали за 87 мнимых абитуриентов вступительные испытания, «заполняя бюджетные места по различным специальностям без фактического обучения фиктивных зачисленных».
Как удалось выяснить «Ъ», зачисления были произведены только на бумаге в несколько институтов — структурных подразделений СГУ. Причем выбор обвиняемых пал на наименее востребованные специальности, куда вузу не удается набирать молодежь на платное обучение.
Во-первых, институт естественных наук по направлениям подготовки: химия, экология и природопользование, биология и педагогическое образование. Во-вторых, институт педагогики и психологии по направлениям подготовки: педагогическое образование, дошкольное образование, начальное образование, психолого-педагогическое образование. В-третьих, институт точных наук и информационных технологий — радиофизика.
«За полтора года расследования уголовное дело составило 97 томов. Опрошены несколько сотен преподавателей и студентов — половина педагогического состава и обучающихся»,— уточнила «Ъ» представитель надзорного ведомства.
Госпожа Спиридонова также отметила, что на псевдоорганизацию процесса обучения в течение четырех лет из федерального бюджета в СГУ в общей сложности было перечислено 16,7 млн руб., а на стипендии им — еще 2,5 млн руб.
В основном мнимые студенты — это родственники и знакомые обвиняемых.
«Существенную помощь следствию оказал учредитель. Федеральное министерство провело внеплановую тематическую смешанную проверку университета, составив акт, в котором и была подсчитана сумма необоснованно потраченных вузом 16,7 млн федеральных средств»,— пояснила нашему изданию старший помощник прокурора Коми.
Она также рассказала, что размер стипендий псевдостудентам подсчитан экспертизой в ходе следствия. Кстати, часть денег на довольствие фиктивных студентов фигуранты вернули в процессе расследования.
«Уголовное дело в ближайшее время будет направлено для рассмотрения по существу в Сыктывкарский городской суд. Дипломы мертвые души, разумеется, не получат. Их зачисление в университет в рамках расследования обнулено»,— резюмировала собеседница «Ъ».