Активность направилась на природу
Насколько российские заповедники приспособлены к наплыву туристов
Любителям активного отдыха придется заложить дополнительные траты в бюджет. Снаряжение для походов и рыбалки подорожало почти на треть. Такие данные приводит проект Tinkoff Data. Аналитики отмечают, что этим летом тренд на организацию активностей на природе резко усилился. Приспособлены ли для этого заповедники? И хватает ли безопасных пеших троп? Разбиралась Лилия Галявиева.
Москвичка Ася несколько лет подряд отдыху у бассейна предпочитает активный туризм. Летом 2021-го она исследовала природу Дагестана, в начале лета была в Архызе в Карачаево-Черкессии. Недавно девушка решила сделать следующий шаг — не просто брать гида и ехать с ним в горы, а отправиться в поход с палатками. Вместе с друзьями Ася запланировала мини-путешествие в Тульской области.
Разработка маршрута началась полгода назад, к активной фазе подготовки приступили за месяц, говорит собеседница “Ъ FM”: «Подготовка была очень долгая. Нужно было еще купить маленький холодильник, чтобы брать его с собой. Обязанности распределили на всех участников похода. Кто-то ездил и выбирал локации. Поход запланирован на три дня, поэтому мы должны бить уверены, что место хорошее и там можно ставить палатки. Другие ребята придумывали активности, чем мы будем там заниматься. Третьи занимались хозяйственной деятельностью — закупки, упаковка».
Путешествие получилось бюджетным: по словам Аси, трехдневный поход стоил ей чуть больше 5 тыс. руб. Правда, с оговоркой, что все необходимое у девушки уже было, а расходы на дорогу от Москвы до Тульской области взяли на себя друзья с машиной.
Если собирать все с нуля, один только инвентарь, по оценкам Tinkoff Data, обойдется минимум в 16,5 тыс. руб.: палатка, туристический пенный коврик, рюкзак, спальный мешок и термос.
Для тех, кто не готов покупать все это ради одной поездки, предприниматели предлагают готовые туры. Трехдневный поход или сплав на байдарках с учетом трансфера и еды будет стоить в районе 15 тыс. руб. От путешественников требуются только средства защиты и медикаменты.
Правда, сложности могут начаться уже на месте, признает эксперт по устойчивому туризму экоцентра «Заповедники» Александр Железняк: «10-15 лет назад про зимний туризм на озере Байкал еще никто не знал. А последние годы на зимнем Байкале огромное количество людей, там реальные проблемы.
Прибайкальский национальный парк не справляется с такими нагрузками. Потому что пиар и продвижение пошло впереди создания инфраструктуры. Сейчас подобные проблемы в Дагестане. Когда у тебя нет подготовленной инфраструктуры, в первую очередь туалетов, парковок, каких-то санитарных зон, случается экологическая катастрофа».
И в регионах стараются найти новые точки притяжения туристов. Работа в этом направлении пусть медленно, но ведется, говорит зампредседателя комитета «Деловой России» по туризму, представитель свердловского отделения Леонид Гункевич: «Что такое сделать тропу? Они уже проложены исторически. Если брать Урал, то там есть старая сеть, сделанная лесовозами, позволяет вполне себе комфортно идти, хороший портал, ты не касаешься близко деревьев, не боишься подцепить клеща. И это маршруты на сотни километров. Мы сейчас маркируем локации, приводим их в порядок».
Для тех, кто отправиться в поход пока не готов, но и отдых на пляже успел наскучить, существует компромиссный вариант — путешествие на машине. К настоящему моменту в Ростуризме разработали 133 туристических автомобильных маршрута по стране. Самым популярным направлением был признан Дагестан.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".