Частным перевозчикам добавят год
Смольный может продлить контракты с городскими пассажирскими автоперевозчиками
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга в качестве одной из мер поддержки частных транспортных компаний рассматривает возможность продления заключенных шестилетних контрактов в рамках транспортной реформы на срок до семи лет. Эксперты считают, что в случае принятия такого решения оно будет выгодно для перевозчиков, однако к окончанию срока город может остаться с парком выработавших ресурс автобусов.
«Продление контрактов еще на год находится сейчас в проработке, до конца года мы примем окончательное решение, будем мы принимать эту меру поддержки или нет, она на повестке дня стоит»,— сказал «Ъ-СПб» временно исполняющий обязанности председателя комитета Валентин Енокаев. Возможную целесообразность этого шага он объяснил тем, что для администрации города «это более стабильный период». «Нас, в принципе, устраивают перевозчики, то качество транспортного облуживания, которое они предоставляют в тех условиях, в которых мы находимся»,— сказал глава комитета. Кроме того, по его словам, оправданность этой меры поддержки в том, что срок службы автобусов большого класса, которые составляют большинство в числе закупленных частными перевозчиками для работы в рамках новой модели транспортного обслуживания (НМТО),— семь лет, в то время как срок заключенных контрактов — шесть лет. «Чтобы эти автобусы могли доработать, амортизацию всю полностью пройти, мы рассматриваем продление контрактов»,— сказал господин Енокаев.
Брутто-контракты с перевозчиками, по которым вся выручка от оплаты проезда поступает городу, оплачивающему компаниям определенный объем транспортной работы, были заключены СПб ГКУ «Организатор перевозок» с транспортными компаниями на 2022–2028 годы по результатам прошедших в июле-августе прошлого года конкурсов. В результате городские маршруты (не считая сети СПб ГУП «Пассажиравтотранс») были распределены между четырьмя компаниями: ООО «Вест-Сервис» (входит в подконтрольную Леониду Бондаренко ХК «Питеравто»), АО «Третий парк», ООО «Такси» и ООО «Домтрансавто» (город Домодедово Московской области).
Уже на втором этапе реформы, приуроченном к 1 июня, обнаружились проблемы с ее реализацией, связанные с задержками поставок техники — прежде всего, для «Вест-Сервиса» (см. «Ъ-СПб» от 06.07.2022). В пятницу господин Енокаев еще раз подтвердил журналистам, что на 88 городских маршрутах вместо новых «бирюзовых» автобусов на газомоторном топливе будет работать 378 дизельных машин более ранних годов выпуска. Это не предусматривалось заключенными контрактами, и комтрансу в срочном порядке пришлось заключать с ООО «Вест-Сервис» новые краткосрочные договоры. «Мы приняли решение, что один контракт до 15 сентября, второй до 15 октября, третий до 15 ноября заключим по схеме нетто-контракта, когда выручка с автобуса идет предприятию-перевозчику. И одновременно с этим мы сняли транспортную работу на этот период на контрактах, которые с ООО "Вест-Сервис" заключены»,— пояснил «Ъ-СПб» Валентин Енокаев, отметив, что «эта мера позволит перевозчику получить весь (новый.— «Ъ-СПб») подвижной состав и вывести на линию по мере прибытия». Чтобы заключить эти краткосрочные договоры, Смольному пришлось внести работы по регулярной перевозке пассажиров в перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика, предусмотренный постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.03.2022 № 243.
Заместитель генерального директора по управлению проектами ООО «Домтрансавто» Евгений Старшинов сказал «Ъ-СПб», что, по его сведениям, идея продления брутто-контрактов «находится на разработке в комитете». «Я знаю, что такой проект существует, но углубленно не общались по этому вопросу»,— уточнил он, добавив, что такая мера поддержки была бы существенной с учетом заключенных компаниями пятилетних лизинговых контрактов на поставку автобусов.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин отмечает, что это решение, если его примут, не будет стимулировать перевозчиков к обновлению подвижного состава, позволяя им «докатывать до упора» автобусы, закупленные для транспортной реформы. С этим мнением согласен автоэксперт Владислав Булгаков: «Большая часть автобусов в Петербурге работает на сжиженном природном газе, а после выработки ресурса продать их на вторичном рынке гораздо труднее, чем дизельные. Скорее всего, по истечении семилетнего контракта вся техника может быть утилизирована». По мнению господина Булгакова, продление контрактов намного выгоднее перевозчикам, чем городу, поскольку объем получаемой от платы за проезд выручки вряд ли составит даже половину средств, которые будут направлены из бюджета на оплату транспортной работы.