Нам любые дороги доходы
Почему санкции не мешают краевому бюджету успешно исполняться
За пять месяцев этого года в бюджет Пермского края перечислена уже половина от запланированных в этом году налоговых поступлений. Эксперты полагают, что сохранить устойчивость краевой казны в период санкций удалось за счет высоких цен на международных рынках нефти и калийных удобрений. В оценках продолжительности данного тренда специалисты расходятся. Одни утверждают, что благоприятные для региона цены сохранятся и во втором полугодии. Другие же отмечают, что Пермскому краю удалось создать «подушку безопасности», но говорить о том, что благоприятные для экспортеров условия сохранятся на долгий период, преждевременно.
Нефть во спасение
К июню в бюджет Пермского края поступила половина (50,1%) от запланированных на 2022 год доходов. По информации регионального минфина, на 1 июня в краевую казну поступили налоговые и неналоговые доходы на сумму 76,5 млрд руб. Это 53,3% от годового плана. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Прикамья увеличились на 28%.
Поступления по основным источникам доходов регионального бюджета — налогу на прибыль организаций и НДФЛ также превышают суммы платежей за пять месяцев 2021 года. По налогу на прибыль организаций в краевую казну было выплачено 41,4 млрд руб., что на 37,6% превышает прошлогодний показатель. Платежи по налогу на имущество организаций увеличились на 27,8% — до 6,9 млрд руб. Поступления по НДФЛ выросли не столь значительно, всего на 4,8%, и составили 13,9 млрд руб.
Сильнее всего вырос объем доходов от использования государственного и муниципального имущества: с 27,9 млн руб. в 2021 году до 995 млн руб. в 2022-м. Кроме того, более чем в два раза возросли поступления по налогу на добычу полезных ископаемых — с 204,5 млн руб. до 503,4 млн руб.
Отметим, что рост доходов краевого бюджета происходил на фоне экономических проблем: внешних санкций в отношении РФ, разрыва внешних торговых связей, пересмотра логистических цепочек, приостановки работы ряда предприятий («Свеза Уральский», «Камтэкс-Химпром»).
В министерстве финансов Пермского края отмечают, что на динамику исполнения налога на прибыль повлияло «увеличение налогооблагаемой прибыли по итогам работы предприятий-налогоплательщиков за 2021 год». «Стабильное исполнение доходов в Пермском крае в основном обеспечено платежами крупных российских предприятий. Доля поступлений от иностранных компаний в доходах бюджета Пермского края незначительна»,— добавляют в минфине. В ведомстве полагают, что годовой план по налогу на прибыль будет исполнен.
Председатель комитета Законодательного собрания Пермского края по бюджету Елена Зырянова объясняет исполнение полугодового плана по доходам за пять месяцев высокими ценами на экспортные товары. «Основные налогоплательщики Пермского края — экспортеры сырья. Цены на международных рынках нефти, газа и калийных удобрений достигли максимального уровня, что дало возможность компаниям получить высокую прибыль»,— поясняет эксперт.
«Рост доходов бюджета Пермского края начался еще в период ослабления пандемийных ограничений в конце прошлого года. Сейчас этот тренд продолжается, но уже за счет ситуации на международных рынках»,— добавляет Елена Зырянова.
Экономист Антон Любич также отмечает, что отставание в темпах сбора налога на доходы физических лиц было компенсировано ростом цен на энергоносители. «Он привел к резкому росту прибыли у нефтегазовых компаний и прочих добытчиков сырья, что отразилось в повышенных поступлениях в бюджет от налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых»,— уточняет эксперт.
По его мнению, во втором полугодии существенного снижения прибыльности нефтегазовых компаний не прогнозируется, следовательно объем поступлений по налогу на прибыль может сохраниться на высоком уровне. «В настоящее время цены на энергоносители существенно выше прогнозируемых. И даже если они станут ниже сегодняшнего уровня, до прогнозного уровня они все равно вряд ли упадут»,— поясняет Антон Любич. Вместе с тем он предполагает снижение доходов по НДФЛ в бюджете Прикамья «вследствие замедления номинального роста доходов населения».
Доктор экономических наук, профессор ПГНИУ, председатель Общественного совета при минфине Пермского края Михаил Городилов, напротив, считает, что поступления по НДФЛ останутся стабильными, «так как резкого роста безработицы не наблюдается». По его словам, изменение экономических условий может отразиться на доходах по налогу на прибыль организаций.
«В ряде экспортоориентированных отраслей и на некоторых предприятиях наблюдаются сокращения объемов производства и продаж продукции. Где-то есть даже остановки производства. Значит, и налоговые поступления здесь будут сокращены»,— говорит экономист.
Елена Зырянова отмечает, что наблюдаемый рост доходов бюджета не отличается стабильностью. «На международных рынках нефти, газа и калийных удобрений могут появиться предложения, которые компенсируют цены. Сейчас мы наблюдаем не стабильный экономический рост, а благоприятную конъюнктуру мировых рынков. В таких условиях прогнозировать налоговые поступления в краевой бюджет непросто. Но радует, что на сегодняшний день доходы сформированы „с запасом“. Надеюсь, это позволит выполнить текущие показатели»,— добавила председатель комитета.
Разошлись в трендах
Безвозмездные поступления из федерального и других бюджетов традиционно составляют не самую значительную долю в структурах доходов Пермского края. Так, из запланированных в 2022 году 191,1 млрд руб. доходов Пермского края безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ составляют 37,3 млрд руб.
На 1 июня в бюджет Прикамья поступило 13,2 млрд руб. безвозмездных субсидий из бюджетов. Большую часть этой суммы (5,9 млрд руб.) составляют поступления из бюджета РФ. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года объем субсидий вырос на 40,5%. Дотации и субвенции из федерального бюджета, наоборот, сократились на 60,9% (с 2,1 млрд руб. до 853,2 млн руб.) и на 21,2% (с 3,6 млрд руб. до 2,8 млрд руб.) соответственно.
Отметим, что в 2023–2025 годах федеральный минфин, по данным газеты «Ведомости», планирует сокращать расходы бюджета РФ на сумму более 500 млрд руб. ежегодно. По информации издания, это решение обусловлено «обеспечением сбалансированности бюджета» и не коснется социальных обязательств.
В министерстве финансов Пермского края считают, что говорить о том, как отразится сокращение расходов федерального бюджета на поступлениях в краевой бюджет, преждевременно. «Проект федерального бюджета на 2023–2025 годы вносится на рассмотрение в Государственную думу 15 сентября текущего года. Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществляется при подготовке федерального бюджета для рассмотрения его во втором чтении»,— пояснили в ведомстве.
Антон Любич полагает, что принятые на федеральном уровне решения не повлияют на устойчивость бюджета Пермского края. «Региональные бюджеты несут, прежде всего, социальную нагрузку: образование, здравоохранение, дороги, жилищная инфраструктура. Сильно сомневаюсь, что федеральное правительство, имея профицитный бюджет и по-прежнему доступные резервы, пойдет на сокращение этих расходов путем уменьшения региональных субвенций, субсидий, трансфертов»,— говорит экономист.
Елена Зырянова обращает внимание, что федеральный и краевой бюджеты отличаются по структуре и в них могут наблюдаться разнонаправленные тренды. «Так, одним из основных источников доходов бюджета РФ является налог на добавленную стоимость. Процессы, связанные с санкциями (закрытие предприятий, уход иностранных компаний с российского рынка, снижение количества рабочих мест), сокращают поступления по этому налогу. Также снижается уровень доходов граждан и их покупательская способность. Вероятно, сокращение расходов федерального бюджета связано именно с этим: федеральный минфин пытается резервировать средства на случай ухудшения ситуации в экономике»,— поясняет госпожа Зырянова.
«Бюджет Пермского края основывается на иных источниках — поступлениях по налогу на прибыль и НДФЛ. Кроме того, Бюджетный кодекс РФ не позволяет регионам резервировать средства. Поэтому и финансовые стратегии у нас иные»,— добавляет Елена Зырянова. По ее словам, трансферты из федерального бюджета важны для Пермского края, так как эти средства используются регионом для инвестиций в объекты социальной инфраструктуры. «И если бюджет РФ перестанет быть профицитным, эти поступления могут сократиться. Но для такого прогноза пока недостаточно данных»,— отмечает депутат.
Пока без сокращений
Расходы краевого бюджета составили на 1 июня 71 млрд руб. Это 32% от плана на 2022 год и на 23,1% выше показателя за аналогичный период 2021 года. Основной объем расходов Пермского края приходится на статьи «Образование» (за пять месяцев освоено 20,1 из 51 млрд руб.), «Социальная политика» (18,8 из 50,4 млрд руб.) и «Национальная экономика» (10,7 из 45,8 млрд руб.). На данный момент бюджет региона исполняется с профицитом в 24,6 млрд руб. Однако по итогам года запланирован дефицит — 31,2 млрд руб.
В связи изменением экономической ситуации в феврале-марте этого года краевые власти рассматривали варианты сокращения бюджетных расходов. В конце марта губернатор Пермского края Дмитрий Махонин утвердил предложения регионального минфина по сокращению бюджетных расходов в 2022 году на 6 млрд руб. Сделать это планировалось за счет уменьшения средств на материальное содержание органов государственной власти на 10%, а также переноса расходов по ряду инвестпроектов с 2022 на 2023–2024 годы.
В министерстве финансов Пермского края заявили, что на данный момент вносить поправки в бюджет региона на 2022–2024 годы не планируется.
Михаил Городилов считает сокращение расходов бюджета Прикамья в этом году маловероятным. «Но если оно случится, то точно не затронет социальных расходов. Кроме того, у региональных властей есть много механизмов по финансированию расходов даже в отсутствие запланированных доходов, что мы и наблюдали ранее в разгар пандемии»,— добавляет эксперт.
Елена Зырянова также считает, что на данный момент краевой бюджет не нуждается в секвестре. «Но, возможно, этот вопрос может возникнуть во время планирования бюджета на 2023–2025 годы»,— полагает депутат. По ее словам, сценарий, на основе которого будет формироваться проект бюджета на следующие три года, будет планироваться на основе прогнозов федерального правительства и зависеть от внешнеэкономической ситуации.
По мнению Антона Любича, условия формирования бюджета Прикамья на 2023–2025 годы будут существенно отличаться, прежде всего — с точки зрения возможности осуществления крупных инвестиционных проектов в регионе. «Они могут оказаться в зоне риска, но не в связи с недостатком финансирования, а с точки зрения физической возможности реализации в условиях санкций»,— отмечает экономист.