Отдых в пределах досягаемости

За последние годы туристическая отрасль столкнулась с серьезными проблемами. Сначала это были ограничительные меры, связанные с пандемией COVID-19, а теперь и изменения в геополитической и экономической ситуации. Запрет на полеты самолетов российских перевозчиков через воздушное пространство Европы и стран Северной Америки, закрытие ряда аэропортов на юге страны существенно повлияли на туристические потоки. Выпадающие доходы пермские участники рынка в этом сезоне пытаются компенсировать за счет продажи пакетных туров в Турцию, Абхазию и Сочи. Перспективы развития «нечерноморских» направлений они оценивают скептически. В то же время туроператоры отмечают рост спроса на автобусные туры и речные круизы.

Эксперты фиксируют рост спроса на речные туры

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

По воздуху

По итогам 2021 года, пассажиропоток пермского аэропорта составил 1,9 млн человек, превысив показатель «доковидного» 2019-го примерно на 300 тыс. человек. Но если до эпидемии коронавируса почти каждый пятый пассажир вылетал из Перми за рубеж, то в прошлом году количество зарубежных поездок уменьшилось на 15,9%. В то же время рост внутреннего пассажиропотока составил 24,2%, в основном за счет курортных направлений. В этом году из-за событий на Украине воздушное пространство значительного числа стран оказалось закрытым для большинства самолетов российских перевозчиков, а Рос­авиация запретила полеты в ряд аэро­портов южных городов, в том числе и Крыма.

По словам директора туристического агентства «Акапулько» Марии Голодновой, сложившаяся ситуация привела к перераспределению спроса: теперь самым популярным российским направлением, куда летят обладатели пакетных туров, стал аэропорт Сочи. Через Сочи туристы добираются и до Абхазии, популярность которой также растет. Из заграничных «пляжных» направлений для пермяков в этом году остались доступны только прямые рейсы на турецкие курорты. Госпожа Голоднова отмечает, что примерно 80% клиентов выбирают побережье Антальи. Рейсы до Антальи из Большого Савино выполняют «Турецкие авиалинии». Около 20% клиентов приобретают туры на Эгейское побережье с вылетами из Москвы и Екатеринбурга.

Определенные надежды на развитие организованного туризма, не связанного с отдыхом на море, краевые власти связывают с программой субсидируемых рейсов внутри страны. Стоимость билетов на них частично компенсируется из регионального бюджета. Программа стартовала в 2019 году, но ее развитие затормозилось из-за коронавирусных ограничений. В прошлом году основной объем частот по субсидируемым маршрутам получила авиакомпания Red Wings. Власти подписали с ней соглашение о сотрудничестве, в рамках которого Red Wings стала базовым перевозчиком пермского аэропорта. Планировалось, что авиакомпания на самолетах SSJ будет выполнять рейсы в восемь городов: Астрахань, Мурманск, Калининград, Волгоград, Уфу, Махачкалу и Краснодар, а также начнет полеты в Омск. Но уже с весны этого года Red Wings постепенно свернула полетную программу. После этого власти объявили, что будут искать нового перевозчика.

В июле этого года новые соглашения о сотрудничестве были заключены с Nordwind Airlines, а также с авиа­компанией «Икар», которые работают в тесном контакте с тур­оператором Pegas Touristic. Часть маршрутов получили «Азимут», S7 и «ЮВТ-Аэро». Коммерческий директор Nordwind Антон Маттис на пресс-конференции сообщил, что с августа перевозчик будет выполнять рейсы из Большого Савино по 11 направлениям. По его мнению, часть субсидируемых маршрутов из Перми должны быть востребованы организованными туристами, которые приобретают пакетные туры. Среди наиболее перспективных он отметил Барнаул, Калининград и Владикавказ, куда авиакомпания совершает полеты на бразильских Embraer-190 вместимостью 110 кресел. По данным господина Маттиса, интерес к Владикавказу растет наиболее активно. Директор пермского офиса Pegas Touristic Юлия Серовикова пояснила, что у туроператора есть предложения практически по всем городам, в которые выполняют рейсы из Перми Nordwind и «Икар».

Антон Маттис рассказал, что вместе с туроператором для «раскатки» некоторых рейсов они будут привлекать популярных блогеров и других информационных партнеров. «У нас есть хороший опыт с рейсом Томск — Казань,— уточнил он.— Мы привлекли сибирских блогеров, которые работали в Казани и снимали материал для томской аудитории. В итоге этот маршрут стал популярным в обоих направлениях».

Мария Голоднова сомневается, что перевозчику и туроператору удастся обеспечить полную загрузку субсидируемых рейсов по ряду маршрутов, например до Барнаула. Она напоминает, что Red Wings, к примеру, открывала рейсы до Мурманска и Махачкалы, но затем прекратила их выполнение. Говоря о пакетных турах, эксперт отмечает, что загрузка за счет таких туристов не набирается даже на рейсы из Москвы.

Эффективность рекламных кампаний с блогерами и СМИ для «раскатки» рейсов госпожа Голоднова оценивает высоко. Особенно популярной, по ее словам, в прошлом году оказалась реклама блогеров зимнего Байкала и Мурманска, эти направления пользовались спросом у туристов, в этом году — Сахалин и Камчатка. По словам Марии Голодновой, туристы охотнее отправляются в путешествия по рекомендациям друзей, знакомых и известных личностей.

При этом обстановку в отрасли директор «Акапулько» оценивает как нестабильную. Прежде всего, это связано с отсутствием четкой нормативной базы, которая регламентировала бы сроки возврата средств клиентам из-за отмененных туров. «Некоторые туроператоры возвращают средства в течение месяца, другие в течение трех, а кто-то до сих пор не обозначил сроки возврата»,— рассказывает госпожа Голоднова.

По воде

Представители пермских турагентств отмечают, что из-за проблем с авиасообщением многие клиенты выбирают для путешествия близлежащие города, а в качестве транспорта — теплоход. Весной совладелец компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин говорил, что фиксирует рост спроса на речные круизы в мае-июне на 10–15% по сравнению с прошлым годом. Сейчас, по его словам, он возрос до 25–30%. По мнению господина Яхнина, спрос стимулируется еще и за счет отмены ковидных ограничений и программы туристического кешбэка.

Вадим Яхнин считает, что наиболее популярными направлениями из Перми в сегменте «длинных круизов» являются туры в Санкт-Петербург, Москву, Петрозаводск, Ростов-на-Дону и Астрахань. В сегменте «среднепродолжительных» лидируют Ярославль и Волгоград, «непродолжительных» — Казань. Среди направлений выходного дня «ВолгаWolga» предлагает туры в Чайковский, Сарапул, Осу, Березники и Казань. Как говорит эксперт, компания может обеспечить достаточное количество мест, так как на рынке появились теплоходы, перевозившие раньше только иностранных туристов. По его словам, суда, идущие из Перми, хорошо загружены, а на июль-август даже имеется дефицит мест.

В то же время эксперт отмечает, что негативное влияние на спрос оказывают инфраструктурные проблемы: недостаток портов для больших и средних теплоходов и ремонт ряда причалов в Перми. «Антирекордом является путь от Перми до Чайковского, который занимает 15–17 часов. Это российский антирекорд, к сожалению»,— посетовал господин Яхнин.

Ранее туроператоры, работающие с круизным сегментом, говорили о сложном финансовом положении, которое возникло из-за роста цен на топливо и необходимости индексации зарплаты сотрудникам. Сейчас ситуация улучшилась. По словам Вадима Яхнина, существенный рост спроса позволяет компенсировать эти затраты, обеспечивать качественный судоремонт и необходимую модернизацию теплоходов, а также сохранить штат специалистов.

По суше

Автобусные туры также пользуются спросом у клиентов, но только у тех, которые легко переносят длинные поездки, говорит Мария Голоднова. По ее словам, «Акапулько» открыло туры в Дагестан и другие республики Северного Кавказа. Компания предлагает также путешествия в Москву, Северную столицу, города Поволжья, Тюмень, Алтай и Карелию.

Автобусные туры практически по аналогичным направлениям продает «Пермский центр отдыха и туризма». В компании предлагают также поездки в Беларусь и Крым. Как пояснили в центре, рост спроса, по сравнению с прошлым летом, на данный момент достиг 40%. Такую ситуацию представитель компании связывает с ограничением авиасообщения, а также с дефицитом железнодорожных билетов. «Раньше люди среднего достатка могли позволить себе билеты на самолет, сейчас это обходится гораздо дороже,— рассказывает он.— В Крым на данный момент можно добраться только по земле. Все билеты на поезда уже раскуплены, поэтому остается только автобус или личный транспорт. Но людей туда ездит меньше, многие боятся планировать отдых в Крыму из-за геополитической ситуации».

Елизавета Шлыкова

Вся лента