РОП со всех сторон
Пермский бизнес в большинстве своем игнорирует действующий 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязующий утилизировать упаковку товаров. Количество компаний, выполняющих нормы расширенной ответственности производителей, пока немногочисленно. Эксперты считают, что причина — в недостаточном уровне развития инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов, а также несовершенство законодательной базы.
Отходы в доходы
В России расширенная ответственность производителя (РОП) регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ. Основная цель РОП — создание эффективной системы возврата вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот в рамках перехода к циклической экономике. Согласно закону производитель или импортер товаров обязаны обеспечить утилизацию произведенного или ввезенного в страну продукта и его упаковки или уплатить экологический сбор.
Предполагалось, что с начала 2022 года будет введена норма по утилизации 100% упаковки и увеличен норматив утилизации товаров, но правительство решило отложить реформу. Сейчас на федеральном уровне обсуждается изменение модели расширенной ответственности производителей за образующиеся отходы. В частности, предлагается перенести ответственность за утилизацию упаковки на ее производителей.
Как рассказали в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора (ведет учет и контроль РОП), количество хозяйствующих субъектов, подавших отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, на территории Пермского края составило 192, за 2021-й — 217. «Управлением ежегодно проводится работа по выявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут являться потенциальными плательщиками экологического сбора»,— отметили в ведомстве.
Поступления денежных средств по уплате экологического сбора за 2020 год составили 70,988 млн руб., за 2021-й — 52,815 млн.
Эксперты сходятся во мнении, что фактически сегодня закон исполняется не в полном объеме и требует доработки. Несмотря на то что он носит нормативный характер, только часть предприятий, использующих упаковку, соблюдает законодательство. Об этом, в частности, свидетельствуют и низкие цифры, предоставленные Росприроднадзором.
Председатель комитета по госполитике и местному самоуправлению Законодательного собрания Пермского края Александр Бойченко отмечает, что задача федерального закона — сделать такую систему РОП, чтобы выгодно было собирать и перерабатывать упаковку. Исполнение закона усложняется тем, что в нынешней редакции экологический сбор возлагается на производителей товаров в упаковке. «Производителей упаковки примерно 4–5 тыс. предприятий. Производителей продуктов в тысячу раз больше — 4 млн»,— уточняет господин Бойченко. Это влечет за собой проблемы с администрированием закона. «Учесть всех производителей нереально. Нужно администрировать и тратить ресурсы. Под него попадает и большая кондитерская фабрика, и маленький цветочный киоск»,— говорит господин Бойченко. Именно поэтому представители целлюлозно-бумажной промышленности вышли с инициативой в правительство РФ об изменении закона, чтобы плательщиками экологического сбора были производители упаковки. Такая система будет намного эффективней, считает депутат. По его словам, система экологического сбора стимулирует развитие технологий по переработке упаковки.
«Сейчас объем накоплений твердых коммунальных отходов на полигонах — 50 млн тонн в год по стране. Упаковка занимает примерно 50% в ТКО. Соответственно вся упаковка может и должна идти на вторичную переработку. У нас перерабатывается 100% металлической банки, макулатуры, которая собирается в торговых сетях и в офисах. Сегодня в стране уже налажена переработка макулатуры: из 8 млн тонн макулатуры перерабатывается примерно 5,5 млн тонн. Хуже ситуация со стеклом, но сегодня есть предприятия, которые готовы брать его на переработку. Остается пластик. Сложнее с упаковкой, которая накапливается в домохозяйствах. Необходимо создать такую систему, чтобы было выгодно забирать упаковку из домашних хозяйств и перерабатывать ее»,— отмечает Александр Бойченко. По его словам, поступления от экологического сбора необходимо распределить таким образом, чтобы стимулировать предприятия, которые занимаются переработкой. По предварительным подсчетам экспертов, доходы от экологического сбора по стране могут составить от 100 до 150 млрд руб. К примеру, Белоруссия за год внедрения РОП собрала и инвестировала в раздельный сбор отходов более 9 млрд руб.
Кто пакует, тот и утилизирует
О необходимости менять законодательную базу говорит и экс-директор по развитию ООО «Горнозаводский комбинат благоустройства», финансовый эксперт Дмитрий Клещев. По его словам, новая концепция РОП на сегодняшний момент находится в подвешенном состоянии из-за того, что до сих пор идет дискуссия о том, будет попадать под РОП только производитель упаковки или производители всех товаров, которые используют упаковку. «Пока мы видим, что РОП в сегодняшнем виде не формирует правильные экономические стимулы»,— поясняет господин Клещев. Большинство производителей товаров в упаковке не знают о своей ответственности по ее утилизации. А штрафы за неисполнение закона слишком малы.
К основной проблеме РОП в Пермском крае Росприроднадзор относит недостаточный уровень развития инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов. «В Пермском крае практически отсутствуют эффективные технологии по утилизации отходов, прошедшие государственную и экологическую экспертизу и соответствующие требованиям действующего законодательства об охране окружающей среды, позволяющие утилизировать отходы с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. Кроме того, отсутствие взаимосвязи РОП с региональными системами обращения с твердыми коммунальными отходами приводит к отсутствию эффективной комплексной системы обращения с отходами потребления»,— подчеркнули в Росприроднадзоре. В ведомстве отметили также, что в связи с отсутствием объектов утилизации в территориальной схеме обращения с отходами в Пермском крае остается низким показатель количества отходов, направляемых на утилизацию, позволяющую повторно использовать максимальное количество вторичных материальных ресурсов, следовательно — снижать негативное воздействие отходов на окружающую среду.
Директор ООО «Буматика» Сергей Чудинов рассказал, что компания занимается утилизацией в рамках договоров РОП. «Мы, как участники процесса, занимаемся утилизацией и расширяем объемы сбора отходов: полимерных материалов, автомобильных покрышек, бытовой техники. Компания „Буматика“ — единственная в регионе, которая занимается развитием системы сбора и утилизации отходов»,— говорит специалист. Он считает, что система РОП нуждается в доработке. «Если это будет реальным приоритетом государственной политики, то можно решить общими силами, и мы знаем, как это можно сделать. Власти взяли себе маленький кусочек всей системы обращения с отходами — систему сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов. А здесь речь идет об отходах тары и упаковки — это другие технологии сбора и утилизации»,— пояснил господин Чудинов.
Дмитрий Клещев отмечает, что инфраструктура по переработке некоторых видов отходов хорошо развита по стране. Например, переработка цветных металлов, особенно алюминия, ПЭТ, бумаги. «У нас избыток мощностей по стране»,— уверен эксперт. Он подчеркивает, что практически для всех регионов характерна ситуация, сложившаяся в Пермском крае, так как они находятся в зависимости от решений федерального центра. Однако господин Клещев считает, что у Пермского края есть потенциал по продвижению этой темы. «У нас есть предприятия по переработке пластика, макулатуры и металлов. Эти элементы позволяют сформировать некий кластер по вторичной переработке продуктов. Регион мог бы сформировать идеологию, привлечь бизнес и продвигать кластер на федеральном уровне. Это и новые рабочие места, и распространение своего влияния на близлежащие регионы. Но пока власть такими категориями не мыслит, поэтому сидим и ждем»,— подытожил эксперт.