Федеральный бюджет вложился в госдолг Удмуртии
Финансовые обязательства республики увеличились, но сократилась доля коммерческих заимствований
Госдолг Удмуртии на 1 июля достиг 71,75 млрд руб., при этом республика полностью погасила кредиты, взятые в банках. В июне Удмуртия получила из федерального бюджета кредит в размере 10,7 млрд руб. на их покрытие. В правительстве республики сообщили, что эффект от экономии на обслуживании госдолга в 2022 году оценивается в 375 млн руб., при этом ведется работа с федеральным центром об оказании дополнительной финансовой помощи. Эксперты говорят, что изменение структуры госдолга действительно снизит нагрузку на бюджет, однако важно плотнее работать с правительством РФ, чтобы доходы позволяли уменьшить объем задолженности и больше вкладывать в развитие экономики.
По данным минфина Удмуртии на 1 июля госдолг республики составил 71,75 млрд руб., что 5,69 млрд руб. больше, чем месяцем ранее. Это новый рекорд для объема финансовых обязательств по займам региона. 16 июня республика получила кредит из федерального бюджета в размере 10,7 млрд руб. на погашение долговых обязательств по коммерческим кредитам, взятым республикой и муниципалитетами. На следующий день был покрыт кредит перед банком в размере 5 млрд руб., полученный в марте по ставке 9,5% годовых. В результате долгов перед банками у республики не осталось. Таким образом, 93% госдолга региона теперь приходятся на бюджетные кредиты, остальные 7% или 5 млрд руб. — обязательства по ценным бумагам. Расходы на обслуживание госдолга на 1 июля составили 451,1 млн руб. Просроченная задолженность отсутствует.
Оставшаяся часть бюджетного кредита в размере 5,7 млрд руб. была направлена в муниципалитеты для погашения их долговых обязательств по коммерческим кредитам. В результате муниципальный долг увеличился на 100 млн руб. до 7 млрд, но доля коммерческих кредитов уменьшилась с 87% до 6%.
Вице-премьер Роман Ефимов пояснил «Ъ-Удмуртия», что бюджетный кредит на 10,7 млрд руб. был получен по ставке 0,1% годовых на срок до 2028 года с погашением равными долями в 2025-2028 годах ежегодно. Бюджетный эффект от экономии на обслуживании госдолга в 2022 году оценивается в 375 млн руб.
«Отсутствие задолженности по коммерческим кредитам позволяет существенно снизить расходы бюджета республика на обслуживание долга и направлять эти средства на выполнение социальных обязательств перед гражданами республики»,— отметил господин Ефимов.
На 1 июля госдолг составил 99,8% от утвержденных налоговых и неналоговых доходов бюджета. При этом положительно оценивается изменение структуры госдолга региона в пользу бюджетных кредитов. «Правительством республики ведется работа с федеральным центром по оказанию региону дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета»,— добавил вице-премьер.
Ведущий научный сотрудник удмуртского филиала института экономики УрО РАН Владимир Матвеев отмечает, что замена коммерческих кредитов на бюджетные большой плюс для республиканских финансов, так как государство предоставляет более привлекательные условия для кредитования регионов по сравнению с частными банками. «В силу того, что госкредиты выдаются под меньшие проценты, это позволит сэкономить на платежах»,— добавил он.
Доцент кафедры «Экономика и финансы» ИжГТУ Софья Широбокова отмечает, что несмотря на изменение структуры госдолга в пользу бюджетных кредитов и снижению нагрузки на его обслуживание, его размер в определенной степени затрудняет развитие экономики. «Сейчас шесть регионов России отправляют в федеральный бюджет большую часть собранных налогов, что и ведет в том числе к образованию крупного госдолга. Отдавать его в любом случае нужно, хоть и условия куда более приемлемые, чем по банковским кредитам. Хорошо, что на федеральном уровне понимают, что регионы нуждаются в финансовой помощи, особенно с учетом обширных социальных обязательств, в том числе по повышению зарплаты бюджетников, расходов, связанных с пандемией коронавируса. Нагрузка на региональные бюджеты растет, поэтому поддержка в виде бюджетных кредитов важна»,— говорит эксперт.
С другой стороны, при высоком госдолге правительству республики приходится согласовывать все поправки в бюджет с федеральным минфином, и регион не может рассчитывать на крупные инвестиционные кредиты, которые предоставляются субъектам РФ с большей финансовой устойчивостью.
По мнению Софьи Широбоковой, правительству республики и госсовету нужно продолжить работу с федеральным кабмином, Госдумой, Советом федерации по межбюджетным отношениям, чтобы найти баланс, когда регион сможет больше вкладывать финансов в развитие экономики.
Напомним, в декабре 2021 года госсовет Удмуртии вернулся к обсуждению инициативы по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ. Парламентарии тогда отметили, что сейчас более 75% собранных на территории налогов уходит в федеральный бюджет, при этом достаточного объема дотаций для развития регион не получает. Конкретные предложения по поправкам озвучены на сессии не были.
Аналитик «Фридом Финанс» Владимир Чернов отмечает, что эта мера правительства РФ была разработана специально для снижения расходов на обслуживание долгов и покрытие дефицитов бюджетов. Избавление от долгов перед банками можно считать позитивным моментом, так как теперь у региона снизятся переплаты по процентам. В текущих экономических условиях возможностей для снижения госдолга не так много, это зависит от самого региона.
«Лучше сосредоточить средства на социальной поддержке населения и создании дополнительных рабочих мест, так как иностранный бизнес уходит из России и многие остаются без работы, что ведет к снижению ВВП и уровня жизни. На данный момент есть возможность бюджетных займов под 0,1%, что является крайне низкой ставкой, которой лучше воспользоваться для закрытия прежних займов и погашений обязательств по ценным бумагам, так как таким образом удастся сэкономить значительную часть бюджетных средств регионов на обслуживании долгов»,— говорит эксперт.
Эти средства можно также направлять на восполнение дефицитов бюджета, продолжает господин Чернов. Поэтому лучше сейчас увеличить дефицит бюджета и помочь населению, так как в дальнейшем это выльется в увеличение ВВП и поступлений налоговых средств в бюджет региона, увеличенный дефицит бюджета уже закрыть бюджетным кредитом под 0,1% годовых, полагает эксперт.