Дизайн дошел до минимализма

Интерьеры

Несмотря на то, что сравнительно недавно в дизайне элитных интерьеров было принято «демонстрировать богатство», сейчас эта тенденция постепенно сошла на нет. Состоятельные собственники дорогого жилья предпочитают современную классику, граничащую с минимализмом, при этом обязательным является использование натуральных материалов. Об основных трендах в сфере элитного дизайна, а также о стоимости и сроках таких проектов — в материале Guide.

Основное отличие дизайна интерьеров элитной недвижимости от интерьеров квартир более доступного класса заключается в использовании редких, дорогих и высококачественных материалов

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В начале становления российского рынка недвижимости дизайн-решения элитных квартир сводились к демонстрации финансового состояния владельца. В отделке применяли лепнину, фрески, позолоту, яркие цвета и броские акценты. По мере изменения портрета покупателя элитной недвижимости и его омоложения произошел переход к концепции сдержанности. Стиль «дорого-богато» уже давно не в моде, теперь это «стильно-качественно».

«Со временем потребительский вкус стал более выдержанным: предпочтение отдается минимализму и классике в стиле американских интерьеров»,— рассказывает Денис Юдин, креативный директор мебельной фабрики «Мария». В таких квартирах, помимо дорогих материалов и мебели, должно быть много пространства и света. Также стали популярны лофты — квартиры в индустриальном стиле. «В тренды дизайна элитных квартир вошла эклектика — стили стали смешивать. Сейчас наибольшей популярностью в элитном сегменте пользуются современный минимализм, классика и фьюжн с различными их вариациями. Дизайн в таких квартирах неброский, упор делается на экологичные материалы высокого качества и нейтральные цвета»,— продолжает эксперт. Об использовании натуральных и дорогих материалов в интерьере элитных квартир говорят и другие собеседники издания. «Основное отличие дизайна интерьеров элитной недвижимости от интерьеров квартир более доступного класса заключается в использовании редких, дорогих и высококачественных материалов, таких как мрамор, натуральное дерево, в том числе редких пород, шелковые обои или панели»,— поясняет Елена Петропавловская, коммерческий директор девелоперской компании Vos’hod.

Влад Седов, основатель и генеральный директор дизайн-бюро Lines, соглашается с тем, что тенденция на яркость уже уходит в прошлое. «В элитном интерьере сейчас могут использоваться скрытые двери в потолок без видимых плинтусов, теневой плинтус между стенами и потолком, а также черная матовая сантехника, которая как бы продолжает весь интерьер, а не делает на себе акцент. Большинство дизайнеров, особенно на проектах в элитной недвижимости, уходят от основного освещения в помещениях с помощью люстр. Освещение становится незаметным и точечным, подстраиваемым под определенные части помещений»,— уточняет он. При этом дизайнерский светильник по своему внешнему виду может быть скромен, как некий антипод хрустальной люстры, а его высокая стоимость будет очевидна лишь разбирающимся людям. Также в элитных проектах устанавливаются кухни ведущих европейских фабрик с бытовой техникой уровня Kuppersbush, Gaggenau, V-Zug, Sub-Zero & Wolf , а в ванных — сантехника и мебель Dornbracht, Gessi, Antonio Lupi, Agapi.

По словам Валерии Мороз, руководителя департамента Moscow Sotheby’s International Realty, сегодня одна из ключевых тенденций, которая раньше была характерна для европейского рынка недвижимости,— приобретение элитных лотов с уже готовой отделкой. «Это объясняется в первую очередь тем, что покупатели элитных апартаментов ценят спокойствие и комфорт и не готовы ждать, когда соседи, например, закончат делать ремонт. Готовая отделка не только решает проблему с шумом, но еще и обходится дешевле, чем самостоятельная организация ремонта»,— объясняет госпожа Мороз.

Другим трендом на мировом рынке дизайна элитной недвижимости являются коллаборации с различными ведущими брендами из мира моды и lifestyle. «При таких коллаборациях покупатель элитной недвижимости получает не только готовый интерьер от модного дизайнера, но образ жизни, присущий бренду-партнеру. Это может быть выражено в подходе к планированию внутреннего пространства, особой цветовой гамме, как, например, фирменный цвет greige у Armani/Casa, и даже запахах в лобби. Ведь проект в коллаборации выходит далеко за рамки квартиры»,— подчеркивает госпожа Петропавловская. Как правило, стиль бренда-партнера распространяется и на общественные пространства, инфраструктуру и даже на благоустройство. «Кроме того, покупатели получают возможность приобретения мебели бренда-партнера на особых условиях или заказа индивидуального проекта меблировки и декора для создания неповторимого интерьера. В России подобные объекты до сих пор являются редкостью — на них идет настоящая охота»,— говорит она.

Среди других важных составляющих ремонта элитного жилья собеседники издания назвали высококвалифицированную бригаду строителей, которая умеет работать со сложными решениями в дизайне и материалами такого уровня. «Например, тенденцией последних лет являются слэбы керамогранита на стенах. И доставляются такие слэбы обычно цельными кусками по 3–5 м, а затем при необходимости нарезаются на объекте. Разбить такой материал очень просто, и не каждая бригада возьмется с ним работать»,— рассказывает господин Седов. Кроме того, в работе над проектами в элитной недвижимости другой формат сервиса и оказания услуг. «У клиента гораздо выше запросы, чем в низком ценовом сегменте, и ему необходим комплексный подход, в котором он платит один раз за нужную услугу и в конце получает качественный ремонт, принимая минимальное участие в процессе»,— продолжает он.

Эксперты подчеркивают, что в нынешних условиях доставать материалы для оформления жилья стало гораздо сложнее. «Отсутствие мебели из IKEA для дизайнеров элитных и премиальных интерьеров ничего не изменило, но дефицит импортных комплектующих и материалов высокого класса сейчас осложняет разработку дорогих интерьеров»,— объясняет Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК».

Участники рынка говорят, что средняя стоимость создания дизайн-проекта и реализации для объектов элитной недвижимости составляет около 200 тыс. рублей за квадратный метр. Вместе с тем они уверены, что когда речь идет о сугубо индивидуальном подходе, то стандартного ценообразования не существует, равно как и верхней планки. «Дизайн-проекты для элитной недвижимости создаются под владельца, и конечная стоимость оформления квартиры или дома запросто может быть равной стоимости самого объекта»,— указывает господин Софронов.

При этом срок ремонта составляет в среднем 12 месяцев и может увеличиваться в тех случаях, когда проект требует заказа уникальных материалов и предметов интерьера, которые покупаются на аукционах или изготавливаются вручную. «Обычно эскизный проект занимает до двух-трех недель. Полный дизайн-проект с прорисовкой интерьеров и распределением мебели создается до трех месяцев. В конечном счете, все зависит от площади и пожеланий. Стоимость таких услуг плюс сопровождение может доходить до 15% от общей сметы. Дизайнеры и специализированные студии, как правило, выступают внутренним заказчиком: контролируют и принимают работу у всех подрядчиков на протяжении всего цикла работ и сдают результат клиенту "под ключ"»,— продолжает эксперт.

По словам госпожи Мороз, сегодня на рынке можно выделить как минимум 50 талантливых дизайнеров, архитекторов и бюро, которые работают в очень высоком бюджете. В связи с тем, что в Москве сегмент премиальной недвижимости представлен шире, чем в Санкт-Петербурге, дизайн-бюро, которые работают в этом сегменте, там больше. Кроме того, в настоящее время отмечается довольно серьезная конкуренция среди исполнителей. «Характерен сегмент дизайна интерьеров в элитной недвижимости еще и тем, что часто в нем работают не крупные дизайн-бюро, а индивидуальные дизайнеры или микрокоманды, которые широко не раскручены, но известны в кругах элитной недвижимости»,— добавляет господин Седов.

Марина Ковалева

Вся лента