Дело от важных
Следователь из ХМАО просит Александра Бастрыкина проверить руководство окружного управления
Смена в 2019 году начальника Следственного управления СКР по ХМАО стала причиной длительного конфликта внутри первого отдела по расследованию особо важных дел. Это следует из обращения одного из следователей к главе СКР Александру Бастрыкину. Почти три года назад управление возглавил выходец из Воронежской области Михаил Мокшин, а первым отделом стал руководить его земляк Мурат Цуроев. За это время из-за «целенаправленной травли» из отдела вынуждены были уволиться 15 опытных следователей, а на их места, как следует из обращения, были трудоустроены сотрудники из Воронежской области. Следователь просит проверить деятельность своего руководства на превышение и злоупотребление полномочиями. В СКР по ХМАО уверяют, что действуют законно.
Следователь первого отдела по особо важным делам Следственного управления СКР по ХМАО Евгений Шестаков обратился к главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой инициировать служебную проверку в отношении руководителя отдела Мурата Цуроева, а также начальника окружного управления Михаила Мокшина. Как следует из обращения (есть в распоряжении «Ъ-Урал»), поводом для этого послужила «целенаправленная травля» со стороны господина Цуроева в отношении ряда работников управления.
«Цуроев, используя покровительство руководства следственного управления, целенаправленно расчищает ряды сотрудников отдела для трудоустройства земляков, ранее проходивших службу в следственном управлении по Воронежской области, в органах внутренних дел этого же региона. Данная информация подтверждается перемещением кадрового состава управления за последние три года», — говорится в обращении.
Как пояснил «Ъ-Урал» бывший следователь первого отдела Алексей Ермолаев, который сейчас в статусе адвоката представляет интересы Евгения Шестакова, в результате давления со стороны руководства первый отдел за последние годы покинули около 15 опытных сотрудников.
По словам Евгения Шестакова, в отношении него в 2021-2022 годах по рапортам Мурата Цуроева необоснованно назначались служебные проверки. Так, в ноябре 2021 года он был привлечен к дисциплинарной ответственности и лишен премии из-за продления срока предварительного расследования по уголовным делам, находящимся у него в производстве. Однако суд (решение есть у «Ъ») признал приказ о дисциплинарной ответственности незаконным. Это решение суда, по мнению следователя, руководство СУ СКР по ХМАО долгое время умышленно не исполняло.
Кроме того, как указал следователь, Мурат Цуроев, превысив свои должные полномочия, в течение полутора лет не регистрировал сообщение о преступлении по незаконной организации азартных игр, что в итоге привело к утрате доказательств по делу, которое находилось в производстве Евгения Шестаков.
Следователь также указал, что в июне этого года из-за личной неприязни начальства его незаконно откомандировали в другой отдел управления «для оказания практической помощи».
«Кроме того, в период отсутствия Шестакова на рабочем месте, закрепленный за ним служебный кабинет с его личными вещами (материальными ценностями на сумму не менее 100 тыс. руб.) и служебными документами, был незаконно вскрыт, а само помещение передано вновь назначенному сотруднику из Воронежской области», — говорится в заявлении на имя Александра Бастрыкина. При этом обращение о противоправных действиях Мурата Цуроева руководством управления не было рассмотрено, отмечает Евгений Шестаков.
В своем обращении он также просит проверить обоснованность начислений «премиальных вознаграждений многочисленным землякам Цуроева и правомерность назначения последнего на вышеуказанную руководящую должность».
Мурат Цуроев работает в органах следствия с середины 90-х. С 2009 года руководил первым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Воронежской области. В 2015 году он возглавил отдел криминалистики воронежского управления. В 2018 году вышел на пенсию в связи с выслугой лет, после чего работал заместителем директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области. Спустя год он вернулся в воронежское управление СКР, а в 2020 году был назначен начальником первого отдела по расследованию особо важных дел в ХМАО. Последние карьерные изменения в его окружении объяснили тем, что в конце 2019 года его бывший подчиненный по воронежскому управлению Михаил Мошкин возглавил СУ СКР по ХМАО.
Евгений Шестаков утверждает, что Мурат Цуроев, используя покровительство Михаила Мокшина, злоупотребляет служебными полномочиями и действует исключительно из личной заинтересованности по отношению к сотрудникам.
Он просит проверить действия руководства по ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), ст. 285.1 УК РФ (Нецелевое расходование бюджетных средств), ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий), ст. 315 УК РФ (Неисполнение решения суда) и ст. 158 (Кража).
В пресс-службе СКР по ХМАО изложенную информацию опровергли. В ответе на запрос «Ъ-Урал» говорится, что привлечение к ответственности сотрудников, в том числе дисциплинарной, происходит в порядке, определенном ведомственными приказали и трудовым законодательством.
«Как и в следственных органах других субъектов РФ, на службу в следственное управление принимаются жители любых регионов РФ при условии соответствия предъявляемым к кандидатам на должность сотрудника СК России требованиям. Приоритета для жителей какого-либо конкретного региона РФ при приеме на службу в следственное управление нет. Так, например, в текущем году на службу принято 12 сотрудников, все из разных регионов России, и только один из них ранее проходил службу в Воронежской области»,— сообщили в пресс-службе.