Митингам нашли площадки
«Яблоко» предложило создать гайд-парки во всех районах Челябинска
Лидер челябинского реготделения партии «Яблоко» Ярослав Щербаков направил губернатору Алексею Текслеру предложение утвердить площадки для публичных мероприятий в каждом районе областного центра. Соответствующее обращение направлено в контексте рассматриваемого в областном суде иска общественных активистов к правительству региона с требованием создать гайд-парки в каждом из районов областного центра. Общественники отмечают, что рассчитывают урегулировать спор без суда. По мнению экспертов, суд может отказать в организации гайд-парков во всех районах из-за несоответствия площадок требованиям.
Председатель челябинского регионального отделения партии «Яблоко» Ярослав Щербаков предложил областному правительству организовать площадки для проведения публичных мероприятий в каждом из семи районов Челябинска. Соответствующее открытое обращение политик направил на имя губернатора Алексея Текслера в контексте иска общественных активистов к правительству региона с требованием создать гайд-парки в каждом из районов областного центра. Как рассказал «Ъ-Южный Урал» сам Ярослав Щербаков, такое предложение связано с намерением урегулировать рассматриваемый в Челябинском областном суде с мая спор, придя к мировому соглашению. По его словам, истцы готовы рассматривать альтернативные площадки для публичных мероприятий, которые предложит правительство.
Ярослав Щербаков предложил создать гайд-парки на «Алом поле» в Центральном районе, в Саду Победы в Тракторозаводском, в сквере у памятника Ленину на площади Революции (Советский район), в парке Курчатовского района, в сквере имени Столыпина (Калининский район), в Ленинском районе — возле кинотеатра «Аврора» или здания администрации района. В Металлургическом районе господин Щербаков предложил танцевальную площадку в парке Тищенко при условии свободного доступа к ней.
По его словам, перечисленные места для проведения публичных мероприятий были выбраны горожанами в ходе проведенного челябинским «Яблоком» опроса. В случае мотивированного несогласия Ярослав Щербаков предложил указать альтернативные площадки в семи районах. Он отмечает, что свободный доступ к действующим сегодня гайд-паркам в парке Тищенко и на парковке у ледовой арены «Трактор» ограничен: парковка используется по назначению, площадка в парке Тищенко обнесена забором, а калитка всегда под замком.
«Согласно позиции Конституционного суда, субъект РФ, определяя специально отведенные места, должен руководствоваться тем, что при этом будет реализовано право лиц, проживающих в любом муниципальном образовании, на проведение публичного мероприятия и участие в нем»,— поясняет Ярослав Щербаков.
Гайд-парки — специально отведенные места для проведения публичных мероприятий, коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и публичного выражения общественного мнения. Согласно региональному закону «О некоторых вопросах правового регулирования проведения публичного мероприятия на территории Челябинской области», нормы заполняемости открытой площадки составляют не более одного человека на 1 кв. м, закрытой площадки без стационарных зрительских мест — не более одного человека на 2 кв. м. В помещениях со стационарными местами количество участников определяется числом мест. В случае если в мероприятии участвуют не более 100 человек, уведомлять о его проведении не требуется.
Как сообщал «Ъ-Южный Урал», в апреле площадки в парке Гагарина и в сквере Колющенко в Челябинске исключили из перечня специальных мест для проведения митингов. Постановление областного правительства о внесении соответствующих изменений подписал губернатор Алексей Текслер.
В мае председатель челябинского «Яблока» Ярослав Щербаков, общественники Василий Московец и Анна Ильина подали в областной суд иск к правительству региона с требованием организовать площадки для публичных мероприятий в каждом районе Челябинска. Истцы указали, что в Челябинске остались всего две «не самые лучшие» площадки, где горожане без подачи уведомлений могут устраивать собрания, пикеты и митинги.
«Согласно позиции Конституционного суда, гайд-парк должен быть в каждом муниципальном образовании. В Челябинске таких семь. Сейчас получается ситуация, когда, допустим, жители ЧТЗ могут выразить протест по местному вопросу района только на парковке у “Трактора” или на ЧМЗ. В других местах мэрия принципиально не согласовывает любое публичное мероприятие на острую тему, ссылаясь на ковид»,— отмечали активисты.
В управлении по внутренней политике правительства Челябинской области сообщают, что рассматривают исковое заявление Ярослава Щербакова и формируют в отношении него правовую позицию.
«Вопрос об изменении перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Челябинской области (далее — специально отведенные места) решается с учетом обращений заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, граждан и организаций»,— говорится в ответе управления по внутренней политике.
В правительстве отмечают, что исключение из списка площадки у летней эстрады ЦПКиО «обусловлено необходимостью проведения масштабной реконструкции парка», в том числе указанной площадки, «дальнейшее использование которой может привести к риску для жизни, здоровья участников мероприятий, а также повлиять на сроки, качество проводимых работ по благоустройству территории». Сквер Колющенко исключили из перечня из-за «необходимости обеспечения общественной безопасности жителей и отдыхающих в сквере, среди которых родители с детьми, воспитанники детских кружков и секций, расположенных в непосредственной близости», поясняют в управлении, отмечая, что «проведение значительного количества культурно-развлекательных и спортивных мероприятий на территории сквера может вызвать высокий риск участия несовершеннолетних лиц в публичных мероприятиях, в том числе протестного характера».
Руководитель юридической компании «Форлекс» Николай Попов отмечает, что места для проведения митингов и собраний устанавливает постановление регионального правительства.
«Спорный вопрос конфликта между нормами закона, ограничивающими права граждан на митинги, и Конституции разрешил Конституционный суд, который ясно дал понять, что, помимо конституционного права на митинги, есть еще и другие, не менее важные конституционные права граждан,— комментирует Николай Попов.— Если, по мнению властей, митинг может привести к нарушению прав граждан, которые не принимают участие в нем, то в его проведении может быть отказано, и это, скорее всего, будет законно с учетом позиции Конституционного суда».
По мнению юриста, суд может отказать в удовлетворении иска, мотивировав это тем, что предлагаемые для гайд-парков места не подходят по своим параметрам для проведения массовых мероприятий определенного характера. В частности, если будет признано, что при проведении собраний на этих площадках может быть нанесен ущерб гражданам.