Физкульт снова привет
Участники рынка фитнес-услуг в Новосибирской области увеличили обороты за полугодие
Владельцы и руководители фитнес-центров в Новосибирской области по итогам первого полугодия 2022-го сообщили о частичном восстановлении рынка до показателей благополучного для отрасли 2019 года. Впрочем, позитивные тренды коснулись в основном крупных игроков, которые по итогам шести месяцев даже показали рост в пределах 10%. В то же время участники рынка говорят о снижении маржинальности бизнеса (до 30%) из-за инфляции и возросших расходов на фоне санкций. Однако повышать цены, несмотря на спрос, готовы не все. Среди причин называют снижение платежеспособности населения, демпинг конкурентов и прогноз на новую волну коронавируса.
В первом полугодии 2022-го оборот новосибирского фитнес-рынка восстановился до допандемийного уровня, сообщила „Ъ-Сибирь“ вице-президент Ассоциации операторов физкультуры и спорта в Новосибирской области Екатерина Панферова. По ее словам, первыми это почувствовали на себе крупные игроки рынка, у мелких ситуация с выручкой пока хуже. «В среднем вышли на уровень 2019 года. Крупные клубы даже перешагнули его. Например, „Гранд арена“ улучшила показатели 2019 года на 6%»,— рассказала госпожа Панферова.
Восстановить обороты до 2019 года удалось клубам сетевого формата, которые закрыли часть менее прибыльных точек и перевели клиентов в те, что остались, сократив расходы, полагает президент новосибирской региональной общественной организации «Федерация фитнес-аэробики» Яна Барвичуте. При этом, по ее словам, клубы, которые только открываются, все еще испытывают трудности с набором клиентов из-за перенасыщенности предложения на новосибирском рынке. По итогам прошлого года, следует из данных 2ГИС, количество участников рынка фитнес-услуг в Новосибирской области увеличилось на 8,2%. Это наибольшая динамика за последние три года. Прирост обеспечили небольшие студии, открытые в том числе самозанятыми гражданами, сообщали участники рынка.
Наряду с ростом выручки госпожа Панферова отмечает резкое снижение маржинальности бизнеса из-за роста накладных расходов, в первую очередь зарплат сотрудников, которые повысили вслед за ускорением инфляции. Цены на услуги в ряде клубов, по ее словам, выросли с начала года на 11%. Однако, отмечает госпожа Панферова, единой политики у участников рынка по этому вопросу нет: одни — повышают цены, другие — демпингуют. «Мы не можем сравнивать прибыль 2022 года с 2019 годом, потому что сейчас другой курс доллара и другая инфляция»,— говорит Яна Барвичуте. Снижение маржинальности фитнес-центров по сравнению с 2019 годом она оценивает примерно в 25–30% и ожидает, что эта тенденция продолжится в связи с антироссийскими санкциями. «Клубы классом от среднего и выше, как правило, используют итальянские тренажеры. Если оборудование выходит из строя, то срок поставки из-за нарушения логистики будет достаточно существенным»,— отмечает она. При этом, добавляет госпожа Барвичуте, в последнее время в регионе наметился тренд на превалирование индивидуальных тренировок в тренажерных залах над ранее популярными групповыми. А значит, клубам необходимо будет продолжать вкладываться в поддержание залов и оборудования в хорошем состоянии.
«В целом рынок восстанавливается, но ситуация складывается довольно рваная. У нас средний чек с февраля, когда пришла волна „омикрона“, упал примерно на 10–12%»,— рассказал „Ъ-Сибирь“ управляющий сетью фитнес-клубов «Апельсин» в Новосибирской области и Алтайском крае Денис Осадчий. Он пояснил, что спрос в феврале-марте был низким, но с июня он восстановился.
Этот тренд подтверждают и другие участники рынка. «Некоторые клиенты клуба — блогеры, владельцы интернет-магазинов, которые продавали попавшие под санкции товары — весной остались без дохода, и им было не до тренировок. Сейчас ситуация в этом плане меняется в лучшую сторону, люди, видимо, уже уладили свои дела, нашли другую работу»,— рассказал представитель фитнес-индустрии.
Вместе с тем оттока игроков участники рынка за годы пандемии не заметили. По их словам, многие в сложные для отрасли 2020–2021 годы держались на уровне нулевой рентабельности, но сохранили бизнес. «Мелкие фитнес-студии открываются и закрываются, а в целом оттока игроков нет»,— отмечает господин Осадчий. В дальнейшем ситуация будет зависеть от того, сколько смогут продержаться на низкой маржинальности компании, считает госпожа Барвичуте: «Крупные игроки в любом случае выдержат, особенно сетевики, а вот маленьким будет тяжело на рынке».
По данным Национального фитнес-сообщества, которые приводят аналитики «Фридом финанс», в первом полугодии 2022-го объем рынка фитнес-услуг вырос во всей России, что было связано с эффектом низкой базы — за 2020–2021 годы он «сжался» на 40%. «По результатам первых двух кварталов совокупный объем выручки участников отрасли в России вырос на 3% по сравнению с тем же периодом 2021 года, при этом посещаемость снизилась на 0,4%, а продажи клубных карт — на 0,8%. Но если сравнивать цифры по РФ с финансовыми результатами 2019 года, то выручка упала на 13,2 млрд руб. (–15,8%), а продажи клубных карт — на 10%»,— отмечают во «Фридом финанс». Аналитики компании полагают, что достичь финансовых показателей 2019 года и превысить их фитнес-индустрии будет непросто: «Геополитика будет негативно влиять на закупки оборудования и комплектующих, из-за чего у фитнес-клубов увеличатся расходы. Однако в третьем и четвертом квартале ситуация может заметно улучшиться, так как ЦБ на прошлой неделе понизил ключевую ставку рефинансирования сразу на 150 б.п., до 8,0% годовых». Главным риском для участников рынка в ближайшей перспективе аналитики называют пандемию и возможность локдаунов.