Чиновник Минкульта дошел до суда
по делу о хищениях при строительстве объектов Эрмитажа
Куйбышевский районный суд зарегистрировал дело бывшего директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта России Бориса Мазо, обвиненного Следственным комитетом в хищении более 900 млн рублей при строительстве и реконструкции объектов Эрмитажа в 2015−2016 годах. Бывшему чиновнику вменяют ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере). По этой статье ему грозит до десяти лет лишения свободы.
Следствием установлено, что Мазо действовал в составе организованной группы. Вместе с ним под суд также пошли бывший замминистра культуры Григорий Пирумов и руководитель группы компаний «Роспан» Никита Колесников, обвиняемые в мошенничестве, организации преступного сообщества и отмывании денежных средств. Также по этому делу проходят Валерий Рогов, Олег Григор и Юлия Бегеза.
По версии следствия, в 2015 году Пирумов, занимавший должность заместителя министра культуры РФ, а также Борис Мазо, являвшийся директором департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры, создали преступное сообщество для хищения бюджетных средств, выделяемых на реконструкцию Государственного Эрмитажа, и легализации похищенного. В состав преступного сообщества вошли председатель правления банка «Нефтяной Альянс» Олег Григор, фактический руководитель группы компаний «Роспан» Никита Колесников, главный инженер ООО «Горизонт» Валерий Рогов, финансовый директор этой фирмы Юлия Бегеза и иные лица. Между Эрмитажем и подконтрольным Колесникову ООО «МехСтройТранс» был заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ в музее. В ходе его исполнения группа похитила более 900 млн рублей, выделенных из бюджета на указанные работы. Далее путем различных финансовых операций и сделок участники преступного сообщества легализовали часть похищенных средств в размере 800 млн рублей.
Адвокат Владислав Мусияка настаивал, что следствие фактически держит его подзащитного «заложником результатов приговора Красногорского городского суда, где рассматривается дело бывшего замминистра культуры Григория Пирумова и других». Также адвокат добавил, что доказательства, содержащиеся в уголовном деле, «высосаны из пальца». При этом, отметил господин Мусияка, при экстрадиции Австрия наложила запрет на предъявление Борису Мазо обвинения по ч. 3 ст. 210 УК РФ и ч. 4 ст. 174.1 (создание преступного сообщества, а также легализация преступных доходов в особо крупном размере), хотя следствие и собиралось это сделать так же, как в отношении других участников группы.
Как ранее писал “Ъ”, господин Мазо проживал и проходил лечение в Австрии на протяжении всего 2019 года. Тогда о выдаче обвиняемого позаботились власти Испании, заподозрившие экс-чиновника в отмывании похищенных денег путем приобретения виллы за €4 млн в Марбелье. Адвокат Мазо настаивал, что в ходе судебного допроса выяснилось, что приобретенное в 2015 году в Марбелье жилье на самом деле не стоит своих денег и откуда взялась эта цифра, неизвестно. А основанием для этого запроса стало обращение Генпрокуратуры России, которая потребовала выдачи господина Мазо, указывая, в частности, что он мог отмывать похищенные на родине деньги в этой стране.
Первый раз Генпрокуратура направила запрос об экстрадиции экс-чиновника в 2018 году, когда стало известно о его проживании в Австрии. Год спустя был направлен повторный запрос, связанный с предъявлением экс-чиновнику нового заочного обвинения. Удовлетворить требования Генпрокуратуры удалось лишь в октябре 2019 года. Однако решение Земельного суда Вены неоднократно обжаловалось стороной защиты, что приводило к новым виткам обсуждения вопроса в разных инстанциях. Последний этап разрешения вопроса сопровождался взаимодействием Генпрокуратуры РФ (поручение дал генеральный прокурор России Игорь Краснов) и Федеральным министерством юстиции Австрии. Итогом стала выдача бывшего чиновника России.