Водоходное место
У пермских теплоходных компаний появится федеральный конкурент
На пермский рынок речных круизов готовится выйти крупный игрок. Российская судоходная компания «Водоходъ», управляющая флотом из 26 теплоходов разного класса, с августа начнет выполнять круизы из Перми. Ранее туры с отправлением из столицы Прикамья организовывали только пермские теплоходные компании. Они появление конкурента не комментируют. Эксперты считают, что борьба за туриста на пермском рынке круизов обострится, но вряд ли ситуация станет критичной для местных судовладельцев.
По информации на сайте компании «Водоходъ», старт первого круиза на ее теплоходе из Перми запланирован на 9 августа, это будет четырехдневный тур до Казани. В сентябре состоится восьмидневный круиз до Москвы. В 2023 году «Водоходъ» намерен осуществить 15 круизов как внутри региона, так и за его пределы — в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Самару, Нижний Новгород, Астрахань и другие города. Цена путевки варьируется от 20,6 до 120,7 тыс. руб. с человека, в зависимости от направления и продолжительности тура. Круизы будут выполняться на построенных в 1979–1981 годах четырехпалубниках «Александр Суворов» (рассчитан на 307 пассажиров), «Лев Толстой» (176 мест), «Константин Федин» (222 места) и «Виссарион Белинский» (289 мест).
Заместитель генерального директора по развитию компании Илья Суховольский сообщил «Ъ-Прикамье», что «Водоходъ» видит перспективы развития круизного вида отдыха в Пермском крае и рассматривает Пермь как «удачный вариант с точки зрения удобства логистики и экскурсионно-познавательного потенциала». «Прикамье — крупнейший регион в Приволжском федеральном округе с населением более 2,5 млн человек. К тому же, Пермский край является связующим звеном между Уралом и Приволжьем, что открывает для жителей Уральского федерального округа, где нет судоходных условий, возможность речных путешествий по Центрально-Европейской части России. Жители Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Нижнего Тагила могут достаточно быстро доехать до Перми и отправиться оттуда в речной круиз с нашей компанией»,— отметил господин Суховольский. Он уточнил, что сейчас на следующий сезон запланировано 24 круиза в Пермь и из нее, но до конца года количество круизов в Пермский край будет увеличено.
ООО «Водоходъ» зарегистрировано в 2004 году в Москве. Компания имеет также представительства в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Красноярске. Позиционирует себя как крупнейшую судоходную компанию и туроператора России. По информации на ее сайте, флотилия насчитывает 26 круизных теплоходов разного класса и 16 единиц малого пассажирского флота. Выручка ООО «Водоходъ» по итогам 2021 года составила 4,1 млрд руб., чистая прибыль — 40,5 млн руб. По данным kartoteka.ru, 100% долей в уставном капитале принадлежит кипрской Volga-Baltic Cruise Lines Limited. Возглавляет «Водоходъ» заместитель председателя Совета Российской палаты судоходства Ришат Багаутдинов. Господин Багаутдинов является одним из основателей Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), который объединяет ключевые для европейской части России пароходства — Волжское, Северо-Западное и «В.Ф. Танкер», а также Окскую судоверфь, Невский судостроительно-судоремонтный завод и ряд других судоходных и судоремонтных активов.
Источник в отрасли отмечает, что «Водоходъ» станет первым иногородним игроком на пермском рынке речного туризма за долгое время — уже около десяти лет односторонние и круговые круизы с отправлением из Перми выполняют только местные теплоходные компании. Это «ВолгаWolga» (теплоходы «Владимир Маяковский», «Павел Бажов», «Михаил Кутузов» и «Юрий Никулин»), Камское речное пароходство («Хирург Разумовский», «Василий Чапаев», «Александр Фадеев») и «Кама-Трэвел» («Козьма Минин» и «Н.В. Гоголь»).
По мнению собеседника «Ъ-Прикамье», планы «Водохода» запустить круизы из пермского порта могут быть обусловлены сильным снижением количества иностранных туристов. «Большая часть судов компании работала именно на них. Сегодня туристов из-за рубежа в России практически нет, и неизвестно, когда они появятся, поэтому оператор начал пристраивать корабли на внутренний рынок. На нем спрос вырос за счет того, что российскому туристу сегодня сложнее выехать за границу, и с полетами на наш юг тоже есть трудности. Эти обстоятельства, конечно, создали в сфере речных круизов некоторую эйфорию»,— говорит источник.
Связаться с руководством Камского речного пароходства и компании «Кама-Трэвел» не удалось, в «ВолгаWolga» отказались от комментариев.
По словам гендиректора компании-туроператора «Русич» Татьяны Нешатаевой, сегодня на пермском рынке речных круизов довольно жесткая конкуренция, поскольку туристов меньше, чем в более крупных городах, а путевки при этом стоят дешевле. «С появлением нового игрока положение местных судовладельцев, конечно, осложнится еще больше, но не думаю, что ситуация будет критичной. Места хватит всем, а успех каждой конкретной компании будет зависеть от ее расторопности. В конце концов, любое развитие рынка это хорошо, в первую очередь для туристов»,— считает госпожа Нешатаева. Она отмечает, что и «Водоходу» будет непросто конкурировать с пермскими судоходными компаниями, особенно в первое время. «На становление компании на рынке уйдет около трех лет. Примерно такой период необходим, чтобы „раскрутить“ теплоход. На самом деле, фирма для туриста практически не имеет значения, он идет именно на знакомое ему судно. Так что в этом плане у местных компаний есть определенное преимущество»,— полагает гендиректор «Русича».