Генплан поднимают на новый уровень
Регион забирает у Ульяновска часть градостроительных полномочий
Правительство Ульяновской области намерено взять на региональный уровень полномочия органов местного самоуправления Ульяновска по подготовке и утверждению генплана областного центра и правил землепользования и застройки. По мнению чиновников регионального правительства, это повысит эффективность градостроительной политики. Общественники сомневаются в законности решения. Эксперты отмечают, что решение соответствует букве закона, но искажает основы МСУ и городских компетенций.
На заседании Единого градостроительного совета Ульяновской области губернатор региона Алексей Русских заявил о кардинальных изменениях в градостроительной политике региона, сообщила во вторник пресс-служба губернатора. Глава региона заявил, что «принято решение о передаче на региональный уровень полномочий по подготовке и утверждению генплана, правил землепользования и застройки Ульяновска, по утверждению документации по планировке территорий». По словам Алексея Русских, это необходимо «для повышения эффективности градостроительной политики». «Кроме того, усилим контроль за сроками вхождения в нацпроект и получением средств федерального бюджета на строительство инфраструктурных объектов», — отметил губернатор.
Никакие проекты нормативных или региональных законодательных актов по этому поводу на общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу на сайте облправительства пока не выкладывались. Тем не менее, как выяснил „Ъ-Волга“, законопроект о внесении изменений в региональный закон о перераспределении полномочий в градостроительной сфере (№ 210-ЗО от 18 декабря 2014 года) уже подготовлен министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (текст имеется в распоряжении редакции) и передан на ознакомление и получение отзывов в заксобрание региона. В законопроекте отмечается, что с 1 января 2023 года исполнительные органы государственной власти региона «в течение неограниченного срока» осуществляют полномочия по подготовке и изменению документов территориального планирования, в том числе генплана и ПЗЗ Ульяновска.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что такая возможность предусмотрена Градостроительным кодексом РФ и частью 1 статьи 17 федерального закона № 131 (от 6 октября 2003 года) «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Также поясняется, что решение о передаче полномочий «продиктовано необходимостью консолидации на региональном уровне наиболее важных с точки зрения градостроительной деятельности и перспективного развития Ульяновской области полномочий», «необходимостью создания благоприятных условий для комплексного развития областного центра и повышения его инвестпривлекательности». Авторы законопроекта также считают, что закон «решит ряд проблем областного центра, связанных с точечной застройкой», с «вырезанием участков из озелененных территорий» и «недостатком информированности жителей в процессах, непосредственно влияющих на их среду».
Помощник губернатора по архитектуре Ольга Мельникова в беседе с „Ъ-Волга“ также среди причин необходимости передачи полномочий назвала «дублирование функций», когда вопросы рассматриваются одновременно на областном и городском уровне. По ее словам, все равно контроль за исполнением госпрограмм и нацпроектов осуществляет региональная власть, «а для вхождения в любой из таких проектов нужно иметь утвержденную граддокументацию», кроме того действующий генплан давно устарел, уже не соответствует реалиям, администрация Ульяновска так и не смогла до сих пор запустить процесс создания нового генплана, «а на региональном уровне для этого гораздо больше возможностей». По словам Ольги Мельниковой, в скором времени законопроект будет размещен для ознакомления на сайте облправительства. Решение о передаче полномочий она назвала совершенно законным, заметив, что есть целый ряд регионов, которые принимали раньше подобные законодательные акты. Так, к примеру, аналогичное решение было принято в конце 2018 года в Архангельской области.
Председатель гордумы Ульяновска Илья Ножечкин во вторник был для комментариев недоступен, на запрос „Ъ“ не ответил. Также не ответила на запрос и глава управления архитектуры и градостроительства Ульяновска Наталья Гордеева.
Между тем руководитель общественной организации «Правовое экологическое сопротивление» Наталия Лазарева в своем телеграм-канале заявила, что подготовка и изменения генплана — это вопросы местного значения, и по Градостроительному кодексу это относится к полномочиям МСУ, в связи с чем она обратилась к прокурору области с просьбой провести проверку законности решения о передаче полномочий.
Источник „Ъ-Волга“, близкий к руководству органов МСУ Ульяновска, заметил, что в понедельник минимущества направило главам муниципальных образований региона письмо, в котором сообщает, что предлагает вернуть районам области полномочия в сфере подготовки градостроительной документации (копия имеется в распоряжении редакции). «Раньше, с 2014 года, законом 210 эти полномочия были взяты у районов области на уровень региона, поскольку у них нет на это ни средств, ни специалистов, теперь же, как ни странно, предлагается им эти полномочия с 2023 года вернуть, в то время как у Ульяновска, наоборот, забрать. Я думаю, чиновники увидели, что на уровне районов все равно нет никакого интереса, а на территории областного центра — масштабные инвестпроекты, и, вполне возможно, под эти дела они могут заводить своих застройщиков», — сказал собеседник.
Глава профильного комитета регионального заксобрания Дмитрий Грачев сообщил „Ъ-Волга“, что «еще предстоит тщательно изучать законопроект, по нему есть ряд вопросов». «Эта сфера очень острая и резонансная, она касается интересов больших групп населения, и к таким вопросам надо подходить очень осторожно», — сказал депутат, заметив, что «обсуждение, видимо, будет активным и неоднократным».
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по МСУ, председатель экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов считает, что «по букве закона в решении региональной власти никаких нарушений нет, законодательство это позволяет», но отмечает, что такая возможность вводилась для того, чтобы помочь сельским муниципальным образованиям, не имеющих ни средств, ни специалистов. «Но практика показала, что ряд регионов воспользовался этим по-своему, взяв полномочия у областных центров, где и так есть и кадровые, и финансовые ресурсы, но главное — есть земельные ресурсы и взаимоотношения с застройщиками. Я думаю, что градостроительство и ЖКХ — это основа МСУ, и ее умаление — это вторжение в саму основу городской компетенции», — сказал эксперт.