Фудшеринг поставил вопросы
Станут ли ритейлеры массово отдавать продукты с истекающим сроком годности на благотворительность
Продуктовые сети подхватывают тренд на фудшеринг. X5 Group и «Магнит» начнут отдавать часть продуктов с истекающими сроками годности в благотворительные фонды. Годом ранее к программе присоединилась сеть «Вкусвилл». Все три инициативы запущены в пилотном формате. Что это, пиар или грамотный расчет? И рискнут ли перенять эту практику другие участники рынка? Разбиралась Лилия Галявиева.
Впервые россияне узнали о фудшеринге семь лет назад с подачи активистов. Но существенной поддержки общественности у движения нет. Казалось бы, почему ритейлерам не пожертвовать часть продукции на благое дело, если через два дня эта еда все равно окажется списана?
Сейчас замечание выглядит справедливо, хотя еще пару лет назад все было иначе, оворит гендиректор агентства Infoline Иван Федяков: «Налоговая инспекция к этому относилась очень предвзято, вплоть до того, что штрафовала ритейлеров за недореализацию этой продукции, либо начисляли повышенные налоги на подобные партии товаров, что было просто экономически невыгодно. Сейчас ряд таких ограничений устранены».
Стереотипы, впрочем, все равно сильны, и многие не готовы воспринимать фудшеринг просто на уровне замысла: раздавать и без того ущемленным слоям общества почти просроченную еду противникам идеи кажется кощунственным. Хотя пытаться продать те же самые продукты, но с существенной скидкой, бизнес находит приемлемым.
Но большую часть товара, скорее всего, никто не купит. Значит, придется утилизировать, что влечет дополнительные затраты, объясняет вице-президент российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Кузнецов: «Утилизация — это определенные правила, где выделены площадки, на которых должна аккумулироваться та или иная продукция, должно быть разделение этой продукции. Все-таки ритейл является низкомаржинальным бизнесом, и любая экономия здесь уместна».
Бывший совладелец сети супермаркетов «Виктория», а ныне управляющий хедж-фондом Lighthouse Capital Николай Власенко с такой позицией не согласен.
Существенной выгоды для бизнеса от фудшеринга эксперт не видит и считает, что это чистый пиар: «Этот же товар надо собирать, складировать, то есть это так называемая разносортица, которую подчас нельзя хранить в одном месте — нужны дополнительные складские помещения, руки, а для розничного магазина самые большие затраты — а это персонал».
Выгода, впрочем, может появиться, если для реализуемых через фудшеринг товаров отменят НДС. Смогут ли торговые сети своим примером продемонстрировать, что идея несет исключительную пользу обществу — и склонить власти к введению послаблений? Николай Власенко в этом сомневается: «Такими дешевыми трюками власть не проймешь. Даже долгий и многострадальный законопроект, отменяющий НДС и налоги с украденных товаров, до сих пор не принят.
Просроченные продукты — это на самом деле прокол менеджмента. Чем больше магазин будет их раздавать, тем быстрее будет уволен его директор. Поэтому такая хорошая и правильная акция не может иметь долгосрочного устойчивого тренда».
Пока же фудшеринг в России не только работает точечно в отдельных сетях, но и затрагивает далеко не всю продукцию. «Вкусвилл», например, передает в благотворительные фонды в основном фрукты и овощи, потерявшие товарный вид. X5 Group намерена делиться с нуждающимся только хлебом, сухарями и сушками. «Магнит» помимо всего перечисленного поможет бакалеей.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".