По данным исследования, каждый 11-й россиянин занят в сфере услуг. Каждый второй из них размещает объявления о своих услугах на Авито.
Сервис Авито Услуги и агентство Data Insight провели исследование микробизнеса на рынке услуг России. Суммарно за последний год россияне сделали порядка 2,6 млрд заказов у самозанятых исполнителей и компаний малого и среднего бизнеса. Площадка Авито сохранила лидерство в качестве канала продаж: ее используют 55% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете. В апреле-мае из списка лидеров исчез Instagram* после блокировки в России, его место заняли мессенджеры (30%).
О рынке
Рынок онлайн-заказа услуг за последний год вырос на 13%: с апреля 2021 года по март 2022 года россияне совершили порядка 2,6 млрд заказов услуг (против 2,4 млрд заказов в предыдущем году). Количество провайдеров услуг — самозанятых и коллективов — увеличилось на 9%: с 4,1 млн до 4,5 млн. Всего в сфере услуг в сегменте микробизнеса занято 8,6 млн человек. Это каждый 11-й россиянин в возрасте 18–64 лет.
Каналы привлечения клиентов в сфере услуг
Рынок услуг продолжает свое развитие в онлайне. По состоянию на май 2022 года 70% провайдеров получали заказы через интернет. При этом сразу 33% использовали платные каналы привлечения клиентов за последние два месяца.
Площадка Авито сохранила свое лидерство по использованию среди исполнителей услуг. Авито используют 55% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете. Следом по состоянию на март 2022 года — «ВКонтакте» (43%) и Instagram* (42%).
В мае 2022 года топ-3 площадок по доле привлеченных онлайн-заказов составили Авито (31%), «ВКонтакте» (15%) и собственный сайт провайдера услуги (13%). Еще в марте 2022 года список лидеров выглядел иначе: Авито (29%), Instagram (18%), «ВКонтакте» (13%).
При этом топ-3 площадок по доле онлайн-выручки по состоянию на март 2022 года — Авито (29%), собственный сайт провайдера (15%), «ВКонтакте» (13%).
Ограничение работы Instagram* и ряда других каналов изменило структуру рекламных расходов провайдеров услуг. Наибольшая доля «рекламного пирога» теперь принадлежит сайтам объявлений — в апреле-мае 2022 года исполнители услуг вложили в привлечение клиентов через сайты объявлений 37% своих рекламных расходов. На втором месте — социальные сети, на которые микробизнес потратил в среднем 24% своих рекламных расходов.
Крупнейшие категории услуг
Согласно исследованию, самая массовая категория услуг по количеству работающих исполнителей — ремонт и строительство. Так, в строительстве и благоустройстве заняты порядка 18% всех исполнителей (1 500 тыс.), а в ремонте жилья — 12% (990 тыс.) В топ категорий также вошли деловые услуги с долей 10% и 880 тыс. занятых исполнителей и услуги в сфере красоты и здоровья (10%, 850 тыс.).
По количеству заказов лидирует категория красоты и здоровья — в 2021 году доля заказов в этом сегменте составила 27% от общего числа заказов (690 млн заказов). Также в лидерах оказались перевозки и курьеры (467 млн заказов — доля 14%) и услуги в сфере обучения (229 млн заказов — 10%).
*Принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией