«Весь активный ресурс направлен на поиск нового спроса»
Как изменился рынок лизинга в первой половине 2022 года и на что пошли лизинговые компании, чтобы поддержать своих клиентов, рассказывает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков.
— Андрей Юрьевич, эксперты говорят о том, что после серьезного роста рынка лизинга в 2021 году в ближайшие два года его ждут падение и стагнация. В оптимистичном сценарии количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40–50%, в пессимистичном – на 60–70%. Насколько обоснованы эти опасения и какой из сценариев наиболее вероятен?
– Уже сейчас в отрасли наблюдается общая тенденция к сокращению количества договоров, и число сделок продолжит снижаться. Часть факторов, которые послужили этому причиной, сформировалась еще в прошлом году: это и дефицит имущества у дилеров, дефицит, вызванный разрывом логистических цепочек, нехватка полупроводников, которые еще в 2021 году оказывали влияние на объемы нового бизнеса, в том числе лизингового рынка, и продажи авто.
Всплеск на рынке лизинга в 2021 году был простимулирован ожиданиями затяжного дефицита, но даже в этой ситуации в конце прошлого года мы в перспективу смотрели немного под другим углом.
Сейчас все игроки рынка ожидают спад. Я предполагаю, что в автотранспорте он будет более существенным, чем в спецтехнике и оборудовании. Хотя сейчас по-прежнему крайне сложно давать какие-либо прогнозы. Когда аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» опубликуют отраслевое исследование по итогам первого полугодия 2022 года, говорить о глубине просадки можно будет более предметно.
Поскольку мы работаем в рамках универсальной бизнес-модели – со всеми видами имущества, включая различное оборудование, – снижение объемов в одних сегментах мы будем активно компенсировать наращиванием в других.
Наши ресурсы, которые были направлены на формирование бизнеса в сегментах наиболее ликвидных видов имущества, сейчас сосредоточены на поиске спроса в других сегментах.
Государство активно внедряет меры поддержки для форсирования процессов импортозамещения и стимулирования спроса в производстве. Сейчас небольшие предприятия, даже стартапы, могут получить различные гранты, субсидии. Мы быстро реагируем на появление на рынке программ поддержки, встраиваемся в пул участников и готовы финансировать бизнес-проекты клиентов.
— Как обстоят дела с лизингом для малого и среднего бизнеса?
— Представители малого и среднего бизнеса являются ключевыми клиентами «Балтийского лизинга», доля МСБ в общем объеме нового бизнеса составляет более 90%. Наша продуктовая линейка направлена главным образом на удовлетворение потребности именно этого сегмента.
В последнее время она претерпела существенные изменения: было принято решение практически до нуля снизить порог входа в сделку, продлить максимально возможные сроки договоров лизинга — теперь почти по всем видам имущества сделки можно заключить на срок до пяти лет.
Серьезные усилия также были направлены на увеличение скорости обработки запросов и заключения сделок.
— В экспертном сообществе неоднократно слышал мнение о том, что в новых экономических условиях будет быстрее развиваться возвратный лизинг. Насколько активно, на ваш взгляд, будет развиваться этот сегмент?
— Сейчас по объективным причинам в большем объеме будут заключаться сделки в отношении бывших в употреблении автомобилей, спецтехники и прочего имущества, а также сделки по технологии возвратного лизинга. И это направление сейчас является одним из перспективных. Это возможность для компании быстро получить деньги на операционные расходы для нужд бизнеса и при этом продолжать пользоваться имуществом и зарабатывать на нем.
Сделка возвратного лизинга по сути является частным случаем лизинга бывшего в эксплуатации имущества, при этом для клиентов сохраняются все налоговые преференции.
— «Балтийский лизинг» меняет свои подходы к лизинговым программам?
— Мы постоянно мониторим ситуацию на рынке, чтобы предложить нашим клиентам актуальные продукты. Учитывая потребности бизнеса в текущей экономической ситуации, наша компания разработала и внедрила ряд антикризисных программ.
Кроме того, как я уже говорил ранее, мы пересмотрели условия заключения сделок на некоторые категории имущества. По отдельным продуктам ввели гибкие графики с учетом сезонности бизнеса клиентов, сделали более комфортными условия сделок для бывшего в употреблении имущества, поскольку этот сегмент сейчас очень востребован, увеличили сроки договоров лизинга, снизили требования к возрасту имущества.
Поэтому линейка программ, которые мы можем предложить клиентам, уже трансформирована с учетом текущих реалий.
Мы видим определенное оживление спроса. Кроме того, поскольку многие крупные зарубежные игроки ушли с российского рынка, появляются новые возможности, становятся популярными продукты, на которые ранее лизингополучатели не обращали внимания.
Например, операционная аренда. Но о тенденциях и трендах, которые сформируют рынок лизинга, говорить предметно пока рано.