Россия и Иран идут на взлет
Эффективно ли будет сотрудничество стран по поставке комплектующих для самолетов
Российские самолеты будут чинить в Иране. Власти стран подписали соответствующий договор о сотрудничестве, сообщили в иранском управлении гражданской авиации. Теперь Тегеран будет поставлять Москве комплектующие для самолетов. А российские лайнеры смогут пройти техобслуживание в ремонтных центрах Ирана. В то же время количество пассажирских рейсов между странами вырастет до 35 в неделю. Кроме того, Москва и Тегеран приступили к работе над аналогом межбанковской системы платежей SWIFT.
Насколько выгодным может оказаться такое сотрудничество? Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров полагает, что технологический потенциал Тегерана сейчас очень высок, но полностью заменить западных партнеров в российской авиотрасли ему не удастся:
«По технологическому развитию Иран давно уже превосходил практически все исламские государства. Например, по нанотехнологиям он уже занимает четвертое место в мире. Иран обладает научно-техническим потенциалом, поскольку страна уже на протяжении практически 45 лет пребывает в состоянии международной изоляции. Сейчас Иран не строит на своих заводах пассажирские самолеты, но модели уже есть. Ракетная технология очень развита. У него достаточное количество Boeing, Airbus.
Вопрос: как они сохраняют технический уровень своего авиапарка, когда страна находится в международной изоляции? Или Иран достиг такого технологического уровня, что сам производит детали и комплектующие? Или у них каким-то образом сохранились каналы, по которым поставляются детали и комплектующие?
Нам непринципиально, каким образом Иране получает эти комплектующие и детали, важно, чтобы они могли предложить России выйти из этого положения.
У Ирана есть свои платежные технологии. Страна очень много лет сидит без международного SWIFT, и банки работают, и финансовые потоки доходят до адресата».
При этом своих технологических решений у Ирана немного. В основном он модернизирует старые разработки западных стран или приобретает их нелегальным путем, объясняет главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Малашенко. Впрочем, он убежден, что в случае с Тегераном на безопасность такой продукции можно рассчитывать.
«Иран — это не самое передовое государство, и те технологии, которыми он располагает, не его собственные. Это те же западные, которыми страна умело пользуется, и это очень сильно помогает ему преодолевать санкции. Все на Западе это знают и относятся к этому дипломатично, потому что, если бы они совсем хотели задавить страну, то нашли бы какие-то варианты. Другое дело, что масштабы, конечно, не те. Если бы все было совсем плохо, то там было бы такое количество катастроф, а это отслеживается».
Кроме того, в Иране скоро начнет работать платежная система «Мир». Точные сроки пока неизвестны. В конце мая СМИ со ссылкой на министерство торговли Ирана писали, что Тегеран и Москва договорились облегчить условия торговли между странами. Это позволило бы Ирану импортировать российскую сталь в обмен на поставки автомобильных запчастей и газовых турбин.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".