Спрос на электрокары подогреют льготами
В Челябинской области собираются отменить транспортный налог на автомобили с электродвигателем
Депутаты законодательного собрания Челябинской области разработали законопроект, который освобождает владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога до конца 2026 года. Таким образом в регионе надеются стимулировать развитие этого вида транспорта. Сегодня в Челябинской области имеется около 260 электромобилей и 31 зарядная станция для них. Эксперты считают, что налоговые льготы не увеличат спрос на электрокары из-за их дороговизны и дефицита инфраструктуры.
В Челябинской области планируют отменить транспортный налог на электромобили. Соответствующие поправки в региональный закон «О транспортном налоге» разработали депутаты законодательного собрания области. Об этом сообщает пресс-служба регионального парламента.
Согласно законопроекту, физические лица и организации будут освобождены от уплаты транспортного налога на автомобили, оснащенные только электрическим двигателем. Исключение — дорогостоящие легковые машины, за которые уплачивается налог с повышающим коэффициентом по специальному перечню Минпромторга России. Планируется, что налоговая льгота будет действовать до 31 декабря 2026 года.
«Законопроект разработан с целью создания условий для развития в Челябинской области электротранспорта, как более экологичного и комфортного, в том числе в условиях городской среды. Предлагаемая мера будет мотивировать водителей перейти с традиционных автомобилей на электромобили. Это позволит значительно снизить уровень выбросов вредных веществ в атмосферу и шума, одним из основных источников которых является автотранспорт»,— сообщил один из авторов поправок, председатель законодательного собрания Александр Лазарев. Сейчас законопроект находится на рассмотрении у губернатора Алексея Текслера.
Сегодня в Челябинской области, по данным регионального парламента, около 260 человек владеют электромобилями. По сведениям аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2022 года, Южный Урал попал в топ-10 регионов России по объему рынка новых электрокаров — экологически чистый транспорт приобрели 22 человека. В целом рынок электромобилей в России в январе–июне вырос в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до1278 машин.
В 2017 году в Челябинской области появились первые зарядные станции для электротранспорта. В 2019 году компания «Россети Урала» (входит в ПАО «Россети») запустила сеть из десяти станций в Челябинске. На тот момент в регионе было 34 электрокара. По последним данным, которые представил на «Иннопроме-2022» губернатор Алексей Текслер, на Южном Урале действует 31 зарядная станция. Кроме того, челябинское предприятие НПО «Электромашина» (входит в госкорпорацию «Ростех») готовится к запуску серийного производства быстрозарядных электрозаправок мощностью 150 кВт, которые способны зарядить машину на 80% за 20 минут. До конца этого года «Электромашина» собирается установить в региональном центре еще две таких станции. В пресс-службе «Россетей Урал» сообщили «Ъ-Южный Урал», что по программе развития электрозарядных станций в Челябинской области планируется установить еще семь объектов.
В августе прошлого года правительство РФ утвердило концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. Минэкономики и Минтранс ранее давали регионам рекомендации по ее реализации. В частности речь идет о бесплатных парковках, бесплатном проезде по платным дорогам, отмене транспортного налога для владельцев электромобилей.
Эксперты считают, что налоговые льготы не смогут стимулировать спрос на электрокары жителей Челябинской области. «Электромобили в российской реальности это скорее игрушка, нежели реально автомобиль. Потому что к электромобилям должна, во-первых, прилагаться развитая зарядная инфраструктура. Во-вторых, отечественное производство. Если уж давать какие-то льготы, то для российских машин. Пока в России таких производств нет и, подозреваю, в ближайшее время не предвидится. Все заявленные проекты находятся на крайне ранней степени готовности. Из-за отсутствия таможенных льгот на такие виды транспорта, мы не получаем даже из-за рубежа электромобили в достаточном количестве. Плюс экономическая ситуация такова, что люди не покупают новые автомобили. Из-за дефицита в России сейчас самые дорогие автомобили в мире. Поэтому я опасаюсь, что все разговоры про развитие электротранспорта так и останутся разговорами»,— считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский также считает, что уровень цен на автомобили сейчас таков, что отмена транспортного налога вряд ли подвигнет кого-то на покупку электромобиля. «Электромобили дороже бензиновых. Для людей, которые могут приобрести электрокар, оплата налога не проблема. В любом случае это хорошая мера, это способствует развитию рынка. Но при нынешней ситуации с ценами это, скорее всего, не будет побудительной причиной в пользу электромобиля. В перспективе, если цены снизятся, это будет очень даже неплохо»,— говорит господин Рулевский.
Генеральный директор компании «Классические инвестиции» Юрий Федяев заметил, что законопроект челябинских депутатов не распространяется на дорогостоящие автомобили, но сегодня большинство электрокаров входят в их число. «Реальность такова, что большинство серийно выпускаемых автомобилей на электротяге и plug-in гибридов, увы, относятся именно к этой категории и в перечне Минпромторга фигурируют. Эти автомобили совершенно необязательно относятся к роскошным, но их стоимость даже на вторичном рынке такова, что они все равно попадают в эту категорию. К сожалению, сегодня и де-юре, и де-факто электромобили являются именно роскошью, а не средством передвижения. Я думаю, что долю электрокаров, эксплуатируемых в регионе, которые в теории могут попасть под льготу, можно оценить в 15–20%. В остальном это автомобили премиального класса, для владельцев которых уплата налога, даже с учетом повышенных коэффициентов, не является преградой»,— говорит эксперт. По его мнению, главная мера, которая может помочь развитию электротранспорта в регионах — это перевод на электротягу муниципальных перевозчиков, автопарков скорой помощи, силовых ведомств, служебных авто и коммунальных служб. «Только в этом случае в городах и населенных пунктах будут массово появляться зарядные станции. И как только сеть появится и начнет расти, население также начнет рассматривать электрокары и плагин-гибриды в качестве альтернативы машинам с двигателем внутреннего сгорания»,— считает эксперт.