Отложенный эффект
Промышленность
За первое полугодие 2022 года промышленность в Ленинградской области показала незначительное снижение. Перестройка логистики, адаптация к новым условиям, поиск новых рынков сбыта не могли не сказаться на объемах производства и выручке, понимают в правительстве региона. При этом власти видят в сложившейся ситуации возможности для развития, а эксперты говорят, что бизнес, переживший пандемию и получивший иммунитет к работе в непредвиденных обстоятельствах, более или менее успешно преодолевает и нынешний кризис.
По информации пресс-службы правительства Ленинградской области, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем основным видам промышленной деятельности в январе — мае 2022 года составил 843 млрд рублей, фактический объем выпуска за аналогичный период 2021 года был равен 620,6 млрд рублей. Наибольший объем в этом году показали обрабатывающая промышленность (739,8 млрд рублей, фактический объем за аналогичный период 2021 года — 527,1 млрд), обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (85,7 млрд рублей, в 2021 году — 81 млрд), водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (10,1 млрд рублей, в 2021 году — 7,7 млрд), добыча полезных ископаемых (7,4 млрд рублей, в 2021 году — 4,6 млрд).
Ленинградская основа
Самый большой прирост в 1,8 раза в объеме отгруженной продукции за пять месяцев 2022 года отмечается в производстве кокса и нефтепродуктов — 223,8 млрд рублей, за аналогичный период 2021 года — 122,3 млрд рублей, в производстве химических веществ и химических продуктов прирост в 2,5 раза — 130,8 млрд рублей (в 2021 году — 60,8 млрд), в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий прирост в 1,8 раза — 3,4 млрд рублей (в 2021 году — 1,8 млрд), в производстве мебели прирост в 1,6 раза — 3,8 млрд рублей (в 2021 году — 2,4 млрд).
Упадок сил
Снижение по итогам января — мая 2022 года в объеме отгруженной продукции более чем на 35% зафиксировано в производстве напитков, где фактический объем отгруженной продукции снизился на 1 млрд рублей по сравнению с первыми пятью месяцами прошлого года, до 1,8 млрд рублей (за аналогичный период 2021 года — 2,8 млрд). На 18%, до 12,9 млрд рублей, снизился объем отгруженных товаров в обработке древесины и производстве изделий (в 2021 году — 15,7 млрд). На 18%, до 7,4 млрд рублей, сократился объем отгруженных товаров в производстве машин и оборудования (в 2021 году — 9 млрд).
В пресс-службе областной администрации объясняют падение показателей как общими для отраслей проблемами, связанными с приостановкой деятельности международных (иностранных) компаний на российском рынке, разрывом поставок сырья и комплектующих, изменением логистических цепочек и существенным подорожанием доступной логистики, так и отраслевыми санкционными ограничениями. Так, ограничения для лесопромышленного комплекса (ЛПК), в том числе запрет ввоза в зарубежные страны российской продукции ЛПК с 10 июля 2022 года, повлекли снижение показателей отдельной товарной продукции в натуральном выражении: пиломатериалов, плит ДСП, древесно-стружечной плиты (ДСтП), паллет. Санкции также создали проблемы с реализацией лиственной балансовой древесины. Остановка деятельности автомобильной отрасли повлекла существенное снижение объемов отгрузки производства автокомпонентов.
Иностранный исход
По данным правительства региона, на территории Ленобласти работают свыше 800 компаний с иностранным капиталом, ощутивших санкционное давление в той или иной степени. Девять компаний выбрали формат продажи (реструктуризации) бизнеса в России. Так, российский менеджмент французской компании Schneider Electric в России и Белоруссии выкупил бизнес. Новая компания будет называться Systeme Electric, к ней перейдет, в том числе, завод «Электромоноблок» в Коммунаре Ленинградской области, производящий и адаптирующий под местные требования электротехническое оборудование среднего и низкого напряжения, оборудование промышленной автоматизации.
Компания Essity, производитель товаров личной гигиены под брендами Libero, Libresse, Tena, Zewa и Tork, намерена продать бизнес. В стране у компании три фабрики, одна — в Светогорске Ленинградской области. Компания «Филип Моррис Ижора» (табачный концерн Philip Morris International (PMI) с производственной площадкой в Ломоносовском районе Ленобласти) рассматривает варианты реструктуризации своего бизнеса в России, включая возможную передачу активов. АО «Смерфит Каппа РУС» (Smurfit Kappa Group plc, SKG), производитель гофрированного картона, бумажной и картонной тары рассматривает вопрос продажи или передачи бизнеса российскому собственнику. ООО «Болл Всеволожск», производитель алюминиевых упаковок (входит в американскую компанию Ball Corporation), передало активы в России в управление российскому менеджменту.
В ООО «Крес Нева» (входит в табачный концерн Japan Tobacco International) ожидается передача активов российским партнерам. Испанская компания Roca Group (Тосно), выпускающая сантехнику, приняла решение передать свой бизнес в России под местное управление. Американская компания Caterpillar (Тосно) сменила американского главу, управлявшим заводом, на российского топ-менеджера.
Далеко не уедем
Финская компания Nokian Tyres предупредила о сбоях в работе из-за санкций ЕС, препятствием стали принятие пятого пакета антироссийских санкций и запрет на импорт в Евросоюз автошин из РФ, а также на поставку сырья в Россию. На заводах Nokian Tyres в России производится около 80% всех шин для легковых автомобилей, половина сырья на производстве — импортное. Nokian Tyres прекращает инвестиции в производство шин на территории России и сокращает почти четверть персонала, в планах — нарастить мощности своих заводов в Финляндии и США. В перспективе компания планирует производить все продаваемые в Северной Европе шины в финском городе Нокиа, а шины для Северной Америки — также в Нокиа и в США.
При этом все указанные компании продолжают работать и выплачивать заработную плату сотрудникам. Отдельные предприятия, испытавшие сильное санкционное давление со стороны топ-менеджмента центральных штаб-квартир, приняли решение об уходе с российского рынка. К таким компаниям относятся немецкий производитель бытовой химии Henkel и шведская IKEA.
«На первом полугодии 2022 года не успело сказаться нарушение логистики поставок сырья и комплектующих, предприятия не успели исчерпать свои складские запасы,— резюмируют итоги экономического развития в областной администрации.— Перестройка логистики, адаптация к новым системам платежей, освоение альтернативных рынков – все это не может не сказаться на объемах производства и выручке предприятий, и во втором полугодии 2022 года мы можем увидеть этот эффект». При этом власти региона считают, что в нынешних условиях, с освоением альтернативных рынков, транспортных коридоров, перед предприятиями Ленобласти открываются возможности для роста.
Уход Шредингера
По наблюдениям исполнительного директора Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Игоря Муравьева, многие предприятия региона с иностранным участием не испытывают огромного желания уходить с российского рынка. «Я называю это уходом Шредингера,— говорит господин Муравьев,— когда компании вроде бы уходят, но пытаются остаться».
Бизнес, прошедший с минимальными потерями два пандемийных года, уже подготовлен к новым вызовам, хотя нынешние ограничения имеют совершенно другой характер, добавляет эксперт. «Думаю, что большинство таких компаний справится, а для определенных сегментов бизнеса, таких как туризм, сельское хозяйство, машиностроение в части производства комплектующих, текущая ситуация даже открывает дополнительные возможности роста,— дает оптимистичный прогноз исполнительный директор ЛОТПП.— Представительства транснациональных компаний, с которыми было практически невозможно конкурировать, покинули рынок, и этим надо пользоваться».