«Ленрусстрой» и его экосистема
Проект
Одна из основных стратегических идей, которой руководствуется основатель и руководитель СК «Ленрусстрой» Леонид Кваснюк,— «бизнес должен быть самодостаточным». Созданный в 2001 году как небольшая подрядная организация, сегодня «Ленрусстрой» объединяет 15 компаний различного профиля — от проектных и подрядных до сельскохозяйственных. В числе активов холдинга — Киришский ДСК, динамичное развитие которого началось после вхождения в строительную корпорацию.
Официальным годом основания Киришского домостроительного комбината (КДСК) считается 1969-й, хотя первые цеха по выпуску железобетонных изделий начали работать еще в 1965 году. За более чем полвека КДСК построил 570 домов в разных регионах России и даже в кризисные 1990-е годы демонстрировал высокие показатели производства: в 1990–2001 годах было сдано 137 объектов.
Тем не менее из-за накопившихся технологических и управленческих проблем финансовые показатели предприятия постепенно ухудшались. И в 2005 году ДСК, который на тот момент испытывал серьезные трудности, нашел стратегического партнера в лице СК «Ленрусстрой», а в 2016 году вошел в состав холдинга. Сегодня Киришский ДСК возглавляет Ольга Дорофеева — представитель команды управленцев СК «Ленрусстрой».
Возрождение
«Сегодня в холдинг входит 15 компаний, позволяющих полностью организовать весь процесс строительства и последующего управления объектами своими силами. Это основной залог успеха в кризисные времена, которые в нашей истории случались уже неоднократно»,— говорит господин Кваснюк.
По его словам, с советских времен у многих людей сложился ряд предубеждений против панельного жилья. Тогда панель отпугивала огромными швами, низкой шумоизоляцией, однообразием планировок. Но все эти недостатки остались в прошлом. Современное панельное жилье не только не отстает, но по многим показателям и превосходит другие технологии строительства, в частности, по той же шумоизоляции. «Плюс к этому панельный дом строится почти в два раза быстрее, чем, к примеру, монолитный. А в условиях, когда все застройщики перешли на эскроу-счета и скорость строительства стала одним из основных факторов рентабельности, это приобретает особую важность»,— отмечает глава холдинга.
Госпожа Дорофеева вспоминает, что возрождение предприятия было непростым. «На момент вхождения в холдинг ДСК был неконкурентоспособен. Не было гибкости номенклатуры изделий, возможностей оперативной переналадки для выпуска новой продукции под требования заказчика. При этом были морально и физически устаревшее оборудование, долги и множество бытовых проблем»,— говорит она.
Приняли решение о поэтапной плановой реконструкции и модернизации. В первую очередь восстановили фасады корпусов, создали утепленный периметр, заменили все осветительные приборы. Казалось бы — не такое большое дело, но только это в первый же год дало экономию около 14 млн рублей. Привели в порядок цеха: полы, стены, реконструировали технические коммуникации, выплатили накопившиеся долги и выполнили все просроченные обязательства предприятия. И только после этого в 2019 году начали закупать новое оборудование.
Однотипность в прошлом
В первую очередь были приобретены новая универсальная линия по производству железобетонных панелей ЗАО «Рекон» и современные поворотные столы, что позволило расширить номенклатуру и значительно улучшить качество продукции. Вариативность размеров и толщин новых панелей позволяет строить помещения самого широкого планировочного спектра, а высокая гладкость поверхности дает возможность свести к минимуму отделочные работы — отпадает необходимость в штукатурке стен.
По словам Дмитрия Кузина, технического директора КДСК, на новом оборудовании можно реализовать самые смелые фантазии архитекторов, а однотипность панельной застройки ушла в прошлое. «К тому же это оборудование, в отличие от старых, еще советских форм, позволяет производить быструю переналадку для производства серий панелей, нужных заказчику именно в данный момент. Сегодня максимальная производственная мощность комбината в односменном режиме составляет около 3,5 тыс. куб. м железобетона в месяц»,— отмечает он. Это соответствует 70 тыс. кв. м жилья в год.
Сейчас на КДСК монтируется вторая аналогичная линия, в дальнейшем планируется модернизация еще двух цехов, где будут работать кассетные установки с вертикальным формованием. Помимо этого, за шесть лет на комбинате был обновлен парк подвижной техники — заменены старые бетономешалки, проведена ревизия кранового хозяйства. «Если все наши планы по глубокой модернизации будут осуществлены, то увеличение производства станет существенным: объем продукции можно нарастить примерно вдвое»,— прогнозирует господин Кузин.
Ольга Дорофеева подчеркивает, что постоянная модернизация — один из принципов работы возрожденного комбината, ежегодно на эти цели направляется более 50 млн рублей. «Меняются тенденции рынка, планировки, квартирография, потребительские предпочтения, и мы обязаны все это учитывать. В этом году, к примеру, мы научились производить трехслойные стеновые панели высотой 4,35 м, которые можно использовать для возведения коммерческих помещений на первом этаже зданий, где раньше чаще всего применялась монолитная технология»,— делится она.
Город в миниатюре
На сегодня в активе КДСК находится 11 га земли, три производственных корпуса, две площадки складирования готовых изделий, открытый склад хранения инертных материалов, закрытый склад цемента, ряд зданий и сооружений вспомогательных служб. В зависимости от текущей загруженности завода на предприятии может работать 300–560 сотрудников.
Основная продукция — стеновые панели (наружные трехслойные и внутренние), вентиляционные блоки, сборные лифтовые шахты, лестничные марши и площадки, плиты перекрытий, панели цокольные и сборного парапета, колонны, ригеля, преднапряженные плиты перекрытий и блоки фундамента (ФБС).
Ведущим заказчиком КДСК сегодня остается сам «Ленрусстрой», который с момента основания занимался проектами КОТ (за все годы работы холдингом построено более 40 домов, или около 60 тыс. квартир). Поэтому и в планировках территорий новой жилой застройки холдинга «самодостаточность» выступает одним из основных принципов. Здесь она отразилась в концепции «пятнадцатиминутного города», согласно которой все необходимые объекты социальной и коммерческой инфраструктуры должны находиться в непосредственной доступности от жилья.
По словам Максима Жабина, заместителя гендиректора СК «Ленрусстрой», особенно востребованной эта идея стала в период пандемии. «Мы строим мини-города, когда все под рукой и в пешеходной или велосипедной доступности, когда из района не надо уезжать, когда ты сам и твоя семья обеспечены всем необходимым для повседневной жизни, для творчества, для развития, для занятий спортом, для обучения, для работы»,— говорит он.
Одним из примеров такой застройки стал квартал «Новое Горелово» (проект признан победителем 14-й федеральной премии Urban Awards в номинации «Лучший жилой комплекс года комфорт-класса Ленинградской области»), в центре которого расположились полукилометровый «экобульвар» с функциональными зонами для отдыха жителей разных возрастов и примыкающий к нему play hub.
В пятнадцатиминутной доступности находятся медучреждения, школы, детские сады, торговые центры, магазины, кафе. В новом проекте компании — жилом районе «ЛесART» (поселок Новоселье, Ломоносовский район Ленобласти) — заложен тот же принцип. Плюс к этому жителям будет предложена «умная» цифровая инфраструктура как самого жилья, так и общественных пространств: хайтек-среда здесь создается совместно с компанией «СберТелеком» и ее технологией «СберМобайл».
Никаких неразрешимых и критических проблем, которые могли бы нанести серьезный урон строительному бизнесу, на сегодняшний момент нет, уверены руководители «Ленрусстроя» и Киришского ДСК. «Импортозамещение, восстановление логистических цепочек, модернизация оборудования и повышение качества строительства — все это решаемо в современных условиях. Главное — сохранить в коллективе атмосферу совместной работы ради общего дела и, конечно, доверие потребителей. Мне кажется, нам это удается: "Ленрусстрой" стал компанией, где показатель повторных покупок жилья достиг отметки в 60%»,— резюмирует Леонид Кваснюк.