Сергея Лаврова тепло приняли в жару
Министр иностранных дел РФ нашел понимание в Африке
Глава МИД РФ Сергей Лавров завершил в среду пятидневное турне по странам Африки. За это время он не только встретился с руководством четырех государств — Египта, Конго, Уганды и Эфиопии, но и успел пообщаться с представителями Лиги арабских государств и Африканского союза. А тем временем в Вашингтоне и Брюсселе не устают твердить об усилении роли России и Китая в Африке и пытаются перетянуть страны континента на свою сторону, в том числе убеждая в ответственности Москвы за кризисы в сфере энергетики и продовольствия.
Первой остановкой Сергея Лаврова в его африканской поездке стал Каир, куда он прибыл еще в конце минувшей недели. Египет — крупнейший торговый партнер России в Африке. По итогам 2021 года товарооборот между странами составил $4,8 млрд. Кроме того, на египетском рынке работают 470 российских компаний, их инвестиции составили порядка $8 млрд. В этом году Египет принимал участие в Петербургском международном экономическом форуме в качестве страны-гостя. Делегацию возглавляла министр торговли и промышленности Невин Гамия. А президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси выступил на пленарном заседании с участием президентов РФ и Казахстана Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева посредством видеосвязи, отметив участие Москвы и Каира в реализации «крупных амбициозных проектов». Главный из них — строительство АЭС «Эд-Дабаа». На прошлой неделе, буквально за несколько дней до визита Сергея Лаврова в Каир, на строительной площадке АЭС состоялась церемония заливки бетона. На ней присутствовали гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев и министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта Мухаммед Шакер.
Этот и другие совместные проекты Сергей Лавров обсудил в Каире как с президентом ас-Сиси, так и со своим коллегой Самехом Шукри. С последним Сергей Лавров встречался совсем недавно — в апреле, когда тот приезжал в Москву в составе контактной группы Лиги арабских государств по Украине. Эта же тема поднималась и на последних переговорах. Ей также было уделено основное внимание во время выступления господина Лаврова перед дипломатами, аккредитованными при Лиге арабских государств (ЛАГ), чья штаб-квартира находится в Каире. Аналогичная встреча с постоянными представителями стран—членов Африканского союза состоялась в конце турне министра, в Аддис-Абебе.
Арабские, равно как и африканские, страны озабочены вопросом продовольственной безопасности, и эта тема обсуждалась во всех четырех столицах, где побывал Сергей Лавров.
Тем более что его турне состоялось сразу после подписания в Стамбуле документов о содействии России вывозу украинского зерна и о снятии ограничений на поставку российских сельхозпродуктов на экспорт (хотя прямых санкций в этой сфере со стороны Запада нет, де-факто было создано немало препятствий).
Несколько дней подряд Сергей Лавров, отвечая на вопросы журналистов, раз за разом повторял, что российской вины в создании продовольственного кризиса, так же как и в повышении цен на энергоресурсы, нет, а речь идет о просчетах Запада в реализации своей экономической политики.
По словам главы МИД РФ, «африканские друзья» понимают реальное положения дел. Но присутствующие на пресс-конференциях журналисты все равно продолжали спрашивать, готова ли Россия обеспечить продовольственную безопасность.
Такие настойчивые расспросы оказались в итоге на руку Москве. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель пожаловался, что менее популярен в западной прессе, чем российский министр. «Лавров едет в Африку, чтобы попытаться убедить африканцев, что виной всему, что происходит, являются европейские санкции... и вся западная пресса это повторяет. Я еду в Африку, чтобы сказать обратное, что санкции ни при чем, и никто это не подхватывает»,— сказал он в интервью испанской радиостанции Cadena SER.
Аналогичную мысль высказывал и президент Франции Эмманюэль Макрон, который отправился на этой неделе в собственное африканское турне, а также другие европейские политики. Как рассказал Сергей Лавров, в Каире ему показали протокол, который был распространен среди дипкорпуса секретариатом ЛАГ. «В документе сообщалось о демарше, предпринятом перед ЛАГ группой западных послов: США, Франции, Германии, Великобритании, а также представителем Евросоюза, с требованиями к нашим арабским друзьям, во-первых, осудить, а во-вторых, заявить о неприятии действий, которые совершает Россия»,— сообщил российский министр. По его словам, особо подчеркивалось, что «нельзя подписывать с нами каких-либо документов и фотографироваться». Известно также и о высказываемой западными дипломатами озабоченности в связи с выступлением Сергея Лаврова в Аддис-Абебе. Тем более что турне российского министра также совпало с поездкой в Египет, ОАЭ и Эфиопию специального посланника США по странам Африканского Рога Майкла Хаммера.
Для Вашингтона активизация российских контактов с африканскими странами стала вопросом национальной безопасности. Еще в конце апреля Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект «о противодействии злонамеренной деятельности России в Африке». Сейчас документ находится на рассмотрении Сената. Когда он будет принят, пока неясно. Но на прошлой неделе американские сенаторы на слушаниях в комитете по вооруженным силам обратились к генерал-лейтенанту морской пехоты Майклу Лэнгли, чья кандидатура рассматривается на пост главы Африканского командования ВС США, с просьбой подробно рассказать, как он будет пытаться противостоять действиям Москвы.
Сенаторы высказали опасения, что «растущее влияние России на континенте может вытеснить США из богатого горнодобывающего сектора Африки».
Говорилось и о тревоге «в связи с недавним успехом России в мобилизации поддержки среди африканских лидеров против западных санкций». Речь, в частности, идет о поездке президента Сенегала и председателя Африканского союза Маки Саля в Москву в начале июня. По итогам переговоров с Владимиром Путиным господин Саль призвал западные страны отменить рестрикции в отношении российской сельхозпродукции, включая зерно. Такая позиция не устраивает Вашингтон. «Мне больно видеть, как африканские лидеры принимают дезинформацию о том, что вызывает эпидемию голода в Африке»,— сказал сенатор Тим Кейн во время слушаний. Он добавил, что американские политики должны приложить больше усилий для «победы в нарративной войне». Генерал Лэнгли пообещал сделать в этом направлении все, что от него зависит.
Однако пока значительное число африканских стран не торопится принять точку зрения Вашингтона.
«Всякий раз, когда возникают проблемы и некоторые люди хотят, чтобы мы заняли позицию против России, мы говорим: "Эти люди были с нами последние 100 лет, как мы можем автоматически быть против них?"»,— сказал президент Уганды Йовери Мусевени во время встречи с Сергеем Лавровым.
Если в Эфиопии до этого глава МИД РФ был трижды, то в Уганду и Республику Конго он прибыл впервые. В отличие от Египта товарооборот с этими тремя странами у России очень низкий (не превышает $500 млн), но потенциал сотрудничества чрезвычайно высок, не говоря уже об их политическом влиянии на африканском континенте.
«Президент Конго Дени Сассу-Нгессо и президент Уганды Йовери Мусевени — патриархи африканской политики. Первый с небольшим перерывом находится у власти с 1979 года, второй — с 1986-го. Оба пользуются большим влиянием не только внутри страны, но и в целом в регионе. И то, что они говорят, зачастую основывается на понимании ими позиций других африканских лидеров»,— сказал “Ъ” директор Центра изучения Африки ВШЭ Андрей Маслов. Отдельно он напомнил о политическом, экономическом и военном влиянии на востоке Африки Эфиопии, хотя она сейчас и переживает непростые времена. «Все три страны стараются не занимать чьей-либо стороны в конфликте между Россией и Западом, и очень знаково, что Сергей Лавров приехал именно сюда, а не в страны, которые на Западе называют в числе основных направлений экспансии России в Африке — например Мали или ЦАР»,— отметил эксперт.
По его словам, Москва пока удачно и весьма активно использует общность интересов России и африканских стран, которые заинтересованы в развитии многополярности и устали от чьего-либо диктата в политике.
«Это пока работает, но нам нужно как можно скорее наполнять сотрудничество практическим содержанием, развивать торговые отношения, выстраивать логистику поставок товаров, а также не забывать о гуманитарной составляющей — обучении африканских студентов в России»,— подчеркнул Андрей Маслов. Он выразил надежду, что к намеченному на середину следующего года саммиту Россия—Африка субстантива в сотрудничестве Москвы с этим континентом прибавится.
Президент Франции воюет в Африке с Россией
Африканское турне главы МИД РФ Сергея Лаврова совпало с поездкой на континент президента Франции Эмманюэля Макрона. Одной из главных ее целей президент Макрон назвал противодействие российской экспансии на континенте. Он видит опасность не только в прямом военном и экономическом сотрудничестве с Москвой, но и в попытках африканских стран извлечь выгоду из противостояния России и коллективного Запада.
В расписании французского президента — посещение Камеруна, Бенина и Гвинеи-Бисау. Первые две страны — бывшие французские колонии. Менее века назад Франция осуществляла прямое правление во многих странах Западной и Центральной Африки. Сейчас таких рычагов воздействия на них у Парижа нет, но сохранились давние связи, общность истории и язык, дарованный метрополией колонизированным ею народам.
Эмманюэль Макрон назвал восстановление полноценных связей с Африкой в числе ключевых задач своего нового президентского срока.
Он видит эту задачу особенно актуальной в свете сложившейся ситуации в мире.
В первой же точке своего африканского маршрута президент Франции обратился к щекотливому вопросу — той молчаливой поддержке России в вооруженном конфликте, которую оказали многие африканские страны. Во время голосования в ООН 2 марта по резолюции, которая была призвана осудить действия России на Украине, 141 страна высказалась за, но среди 35 государств, тем или иным способом уклонившихся от одобрения документа, оказалось 25 африканских стран, причем одна из них — Эритрея — проголосовала против резолюции.
Президент Макрон объясняет это «дипломатическим давлением» со стороны России и считает позицию уклонистов лицемерной. «Войну развязала Россия,— заявил он на пресс-конференции в Яунде, столице Камеруна, обращаясь к своему собеседнику президенту этой страны Полю Бийе и к журналистам в зале.— Мы решили сделать все, чтобы прекратить эту войну, не участвуя в ней. При этом европейцы подвергли Россию санкциям, чтобы остановить военные действия и изолировать ее с точки зрения дипломатии. Вот в этом вы нам нужны, иначе события будут бесконечно повторяться».
Он обвинил Россию в энергетическом и продовольственном давлении не только на Европу, но и на весь мир.
Впрочем, как отмечают французские СМИ, ни одна из указанных господином Макроном целей пока не достигнута. Россия продолжает военную операцию, а о ее изоляции, тем более на Африканском континенте, не может быть и речи.