У экс-министров здравоохранения перепроверят диагноз
Верховный суд вернул дело «Ульяновскфармации» на новое рассмотрение
Резонансное дело АО «Ульяновскфармации», по которому два экс-министра здравоохранения Ульяновской области, бывший вице-спикер заксобрания и руководители компании были приговорены к различным видам наказания за мошенничество при закупках медизделий, снова вернется на рассмотрение 6-го Кассационного суда (Самара). Такое решение вынесла коллегия Верховного суда, рассмотрев кассационное представление Генпрокуратуры. Ранее 6-й Кассационный суд отменил приговор и выпустил из колонии осужденных, направив дело на новое рассмотрение в райсуд, с чем не согласилось обвинение. Защита настаивает на невиновности подсудимых и готовит дополнительные аргументы, подтверждающие это.
Во вторник судебная коллегия Верховного суда РФ, рассмотрев кассационное представление Генпрокуратуры на определение 6-го Кассационного суда общей юрисдикции (Самара) по резонансному делу о мошенничестве при закупках медизделий в Ульяновской области, отменила решение кассационной инстанции и вернула дело на новое рассмотрение 6-го Кассационного суда.
Уголовное дело о мошенничестве при закупках медизделий (ч. 4 ст. 159 УК РФ, до 10 лет лишения свободы) было возбуждено в июне 2018 года. Обвиняемыми стали бывшие министры здравоохранения Ульяновской области Павел Дегтярь и Рашид Абдуллов, бывший вице-спикер регионального заксобрания (в то время — заместитель секретаря реготделения «Единой России») Игорь Тихонов, бывший гендиректор АО «Ульяновскфармация» (собственность региона) Ольга Кузнецова и ее заместитель Евгений Коган.
По версии следствия, в 2017 году обвиняемые «объединились для совершения хищения денежных средств», выделяемых на реализацию госпрограмм в сфере здравоохранения.
Следователи утверждали, что Тихонов и Абдуллов, используя служебное положение, пресекали попытки больниц проводить самостоятельные закупки, минуя министерство, «оказывали давление на руководителей лечебных учреждений», завышали начальную цену закупок и делали так, чтобы в торгах победила «Ульяновскфармация». Следствие считало, что разницу между контрактной и рыночной стоимостью участники группы оставляли себе и затем выводили через «организации, аффилированные с Коганом». Группе вменялось хищение 11,9 млн руб.
Обвиняемые своей вины не признали. Экс-министры заявляли, что действовали в соответствии со своими должностными обязанностями и «исполняли распоряжение губернатора Сергея Морозова №712 от 2014 года», которым рекомендуется проведение совместных торгов. Адвокаты настаивали на полной невиновности подзащитных.
Тем не менее, Ленинский районный суд Ульяновска согласился с доводами обвинения, приговорив Игоря Тихонова к пяти годам колонии общего режима, Рашида Абдуллова — к четырем годам колонии, Ольгу Кузнецову – к 3,5 года условно, Евгения Когана — к четырем годам условно, Павла Дегтяря — к двум с половиной годам условно. Апелляционная инстанция согласилась с выводами райсуда.
Облпрокуратура направила кассационное представление, требуя реального лишения свободы для троих осужденных. Адвокаты, в свою очередь, в кассационных жалобах указали на допущенные процессуальные нарушения, а также на то, что следствие не доказало ни сговора, ни присвоения средств («в суде с очевидностью было доказано, что осужденные вообще никаких денег не похищали»), ни давления на главврачей, а экспертиза проведена с нарушениями и даже прямыми ошибками.
Коллегия 6-го Кассационного суда в ноябре 2021 года пришла к выводу, что судом допущены «существенные нарушения уголовно-процессуального закона», в приговоре «не в полной мере соблюдены требования пленума ВС РФ об «описании преступного деяния» «с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления», отсутствуют доказательств сговора, ограничения конкуренции и оказания давления на главврачей, отсутствуют доказательства завышения начальной цены аукционов.
Кассационная инстанция обнаружила несоответствия, ошибки и противоречия в финансовой экспертизе, на которой основывалось обвинение, указав, что «обоснованность заключения экспертов о завышении среднерыночной стоимости… вызывает сомнения».
Кассационный суд пришел к выводу, что принятые «судебные решения не могут быть признаны законными и подлежат отмене». Кассационная инстанция отменила приговор и передала дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Суд также изменил меру пресечения для осужденных, которые снова перешли в статус обвиняемых. Рашиду Абдуллову и Игорю Тихонову был установлен запрет определенных действий (они вскоре были освобождены из колонии), остальным — подписка о невыезде.
Обвинение с таким решением не согласилось, и в мае этого года Генпрокуратура направила кассационное представление в Верховный суд. По информации, имеющейся у «Ъ», в кассационном представлении Генпрокуратура потребовала отменить определение кассационного суда и отправить дело на новое рассмотрение этой инстанции, указав, что экспертиза была объективной, ее непризнание незаконно, а сговор в материалах дела доказан.
«У представителя обвинения было несколько доводов, и все неубедительные. Мы полагали, что конкретные аргументы прозвучат в заседании судебной коллегии, но их так и не было»,— сказал адвокат Игоря Тихонова Сергей Логинов. По его словам, понять, с какими аргументами и почему согласился Верховный суд, можно будет только после получения мотивировочной части определения коллегии. В то же время адвокат считает, что «вряд ли кассационный суд, пересматривая дело, полностью изменит свое решение на противоположное». «Думаю, в любом случае дело будет в конечном итоге снова направлено в первую инстанцию на новое рассмотрение. А мы, в свою очередь, готовим новые аргументы и доказательства невиновности наших подзащитных»,— сказал адвокат.
Сохранившейся интригой стало то, что в резолютивной части своего решения судебная коллегия ВС РФ, отменив решение кассационного суда, не указала, что делать с мерой пресечения. «Раз наших подзащитных сразу не вернули в места лишения свободы, значит, полагаем, по умолчанию коллегия сохранила им прежнюю меру пресечения до нового решения кассационной инстанции»,— сказал Сергей Логинов.