Volkswagen затормозил на полпути

Что будет с калужским производством VAG

Судьба завода Volkswagen в Калуге остается неопределенной. 27 июля СМИ со ссылкой на источники сообщили, что германский концерн планирует продать российское предприятие казахстанской компании, у которой есть лицензия на выпуск автомобилей немецкой марки. В Volkswagen AG комментировать эту информацию не стали: там заявили, что рассматривают разные сценарии, но решение пока не принято. При этом завод в Калуге с марта находится в простое. В начале июля немецкая компания объявила о закрытии своей площадки в Нижнем Новгороде. Смогут ли зарубежные концерны продолжить работу в России? Какие есть сценарии? Выясняла Елена Иванова.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Позитивный сигнал для автопрома, чуть ли не первый за несколько месяцев — так некоторые собеседники “Ъ FM” назвали новость о возможной продаже завода Volkswagen. Компания важна для экономики страны, ее инвестиции в отрасль одни из самых значительных — более 200 млрд руб.. А концерну, судя по всему, непросто расстаться с вложениями и долей на рынке — в 2021 году она составила 12%.

Но президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов в сообщения о продаже завода в Калуге не поверил. Слишком хорошо, чтобы быть правдой, считает эксперт: «Нельзя не обратить внимание на действия и факты. В Нижнем Новгороде людей отправляют в отпуск, кого-то увольняют по взаимному соглашению. Все это говорит о том, что пока мы точно не видим никакого развития ситуации».

На первый взгляд продажа завода в Калуге инвестору из дружественной страны — оптимальный вариант. По данным источника «Ведомостей», потенциальным покупателем может выступить «Азия Авто» — партнер Volkswagen AG в Казахстане. С ее помощью удалось бы возобновить сборку моделей Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid.

Но как в таком случае поставлять оригинальные детали, пока непонятно, отметил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «Мы можем штамповать наружные панели кузова, можем их сварить, но все остальное, все ключевые компоненты, начиная от электронных блоков, невозможно заменить. Не получится вместо одних поршневых колец вдруг закупить другие и из этого сделать точно такой же автомобиль.

Если Volkswagen уходит от каких-то репутационных потерь, это все равно станет известно. Можно тихо поставить тысячу комплектов, но делать так постоянно и в больших объемах нельзя».

В России простаивает не только завод Volkswagen. Во Владивостоке приостановили сборку Mazda, в Елабуге — Ford. Stellantis не выпускает Citroen и Peugeot. Заявлять о планах компании не торопятся. Насколько вероятно, что они все же возобновят работу?

Гендиректор компании Fresh Auto Денис Мигаль уверен, что концерны могут создать совместные предприятия и выпускать автомобили, сохранив технологии, но отказавшись от бренда. Хотя есть оговорки, уточняет собеседник “Ъ FM”: «Во-первых, все будет зависеть от того, насколько в принципе ликвидный актив. Многие заводы требуют модернизации, больших инвестиций. Во-вторых, насколько тот продукт, который собираются производить, будет требовать дофинансирования производственного цикла.

В некоторых случаях иногда проще построить новый завод, собрать новый конвейер, чем модернизировать прежний. В-третьих, важно насколько производитель вообще хочет присутствовать на российском рынке. Репутационный вопрос вряд ли встанет, если будет придумана какая-то схема».

Еще один вариант — продажа заводов российским или азиатским игрокам. Хотя здесь также многое будет зависеть от технологического состояния площадок. Кроме того, некоторые дилеры опасаются, что параллельный импорт сделает эти заводы невостребованными. Хотя, как сообщал “Ъ FM” в середине июля, в автомобильной отрасли серые схемы пока работают плохо, а в страну удается завозить машины лишь с помощью частников.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента