Спецпредставитель президента по Афганистану Кабулов: талибы не сократили производство наркотиков за год правления

«Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) не смог сократить производство наркотиков за год нахождения у власти. Об этом заявил, отвечая на вопрос «Ъ», спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов. Он выступал на брифинге по итогам визита в Ташкент, где проходила конференция «Афганистан: безопасность и экономическое развитие». Главным гостем на ней был глава МИДа в правительстве талибов Амир-Хан Муттаки.

Замир Кабулов

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

«Нет, талибы не сократили (производство опиумного мака.— "Ъ"), несмотря на то что на уровне религиозной фетвы объявили культивирование наркотиков противоречащим исламу,— заявил господин Кабулов.— Но эта благая цель разбивается об обыденность жизни. Мы не раз напоминали о том, что благодаря культивированию опиумного мака в Афганистане кормится 5–6 млн человек. Лишить их силой этого производства, не дав ничего взамен, деструктивно и поставит страну на грань серьезной внутренней междоусобицы».

В свою очередь у правительства талибов, как отметил дипломат, нет экономических ресурсов, чтобы заплатить крестьянам компенсацию. «В силу этих обстоятельств производство наркотиков в Афганистане продолжается и даже растет»,— резюмировал Замир Кабулов. Комментируя уточняющий вопрос «Ъ», будут ли талибы хотя бы препятствовать экспорту наркотических веществ из страны, господин Кабулов дал понять, что однозначного ответа нет: «За годы присутствия (в Афганистане.— "Ъ") американцев сложилась международная мафия, которая занимается незаконным трафиком наркотиков. Крестьяне получают за опиумный мак мизерную, но все-таки устойчивую плату, а дальше все в руках посредников». Тем не менее, по словам дипломата, у Москвы «нет фактов, доказывающих, что наркотрафиком занимается само движение талибов».

Кроме того, Замир Кабулов признал, что талибы «продолжают учиться управлять страной» и испытывают «комплекс победителей», который не позволяет им идти на уступки, в частности создать инклюзивное правительство (хотя Россия настаивает на том, что это необходимо). Однако, отвечая на вопросы об отношении к Ахмаду Масуду, лидеру антиталибского Фронта национального сопротивления Афганистана, господин Кабулов неожиданно предположил, что он может войти в политические структуры страны. «Талибские руководители в Кабуле говорили мне, что готовы с ним общаться и разговаривать,— сказал он.— У них стойкая аллергия есть к беглым представителям бывшего режима. А с этим (Ахмадом Масудом.— "Ъ") — готовы. Между ними, как говорят в Афганистане, нет крови. Если младший Масуд будет готов на это, то, наверное, сможет претендовать на какую-то роль во властных структурах. Но для этого придется прекращать партизанское сопротивление».

Напомним, главным партнером Ахмада Масуда за пределами Афганистана можно назвать Таджикистан, так как практически все его сторонники — этнические таджики. В связи с этим в некоторых СМИ возникали предположения, что во время последнего визита президента РФ Владимира Путина в Душанбе он даже провел тайную встречу с афганским оппозиционером. Но Замир Кабулов, отвечая на вопрос «Ъ», заверил, что это неправда: «Любая попытка поддерживать вооруженную оппозицию означала бы возобновление гражданской войны на этнополитической основе. Россия — не сторонник таких подходов». Собеседник «Ъ» добавил, что никакие дипломатические «мостики» в лице Душанбе для контактов с афганской оппозицией Москве не нужны. «Я читал эти фейковые сообщения о якобы контактах (Владимира Путина и афганских оппозиционеров.— "Ъ") в Душанбе. У меня ощущение, что их вбросили те, кто хотел бы, чтобы такой контакт был, чтобы продемонстрировать свою мнимую значимость»,— заявил он.

Как Афганистан пытаются сделать безопасной страной для соседей, но пока безуспешно,— в публикации «Ъ» «К новому Афганистану подошли по-старому».


Еще больше новостей — в Telegram-канале «Коммерсантъ».

Кирилл Кривошеев

Вся лента