«Зачем нам идти туда?»
КПРФ в Татарстане заявила о проблемах мотивации кандидатов в муниципальные депутаты
На запланированные в сентябре дополнительные муниципальные выборы в Татарстане выдвинулось 692 кандидата. ЦИК Татарстана отчитался о высокой конкуренции — на один мандат в среднем претендуют четыре человека. КПРФ выдвинула лишь 39 кандидатов, ее представители говорят о проблеме с поиском желающих работать в местных советах. В партии напомнили, что согласно планирующейся муниципальной реформе поселенческие советы в Татарстане, как и по всей России, будут ликвидированы в 2025 году. «Люди говорят: зачем нам туда идти, когда все решено Москвой?» — посетовал „Ъ“ лидер региональных коммунистов Хафиз Миргалимов.
В Татарстане на дополнительные муниципальные выборы выдвинулись 692 кандидата. Как уточнили „Ъ“ в ЦИК республики, на выборах в сентябре должен быть избран 181 депутат в 39 районах региона. По данным избиркома, в среднем конкуренция составила почти четыре человека на один мандат. Больше всего кандидатов выдвинулось в Верхнеуслонском, Зеленодольском, Пестречинском и Чистопольском районах — здесь на один мандат претендует в среднем семь человек.
Больше всего кандидатов выдвинула ЛДПР — 178 человек. Затем идет «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», у партии 148 кандидатов. «Единая Россия» оказалась лишь на третьем месте: от нее выдвинулись 109 человек. У КПРФ 39 кандидатов, у Партии роста — пять, у «Коммунистов России» и «Новых людей» — по два. Также трех кандидатов выдвинуло общественное движение «Татарстан — новый век», которое сотрудничает с татарстанским отделением «Единой Россией» (обе структуры возглавляет спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин). 209 кандидатов участвуют в выборах как самовыдвиженцы.
Напомним, всего в Татарстане более 7,5 тыс. депутатских мест в сельских и городских советах. Основные выборы проходили в 2020 году. Тогда около 70% мандатов получила «Единая Россия». Остальные партии контролируют менее 5% мест. Дополнительные выборы (в связи с досрочным прекращением полномочий отдельных депутатов) пройдут в Татарстане 11 сентября. Голосование будет проходить в один день. На муниципальных выборах предусмотрено досрочное голосование.
Также на 11 сентября назначены дополнительные выборы в Госсовет Татарстана по двум округам — Ибрагимовскому (№7, включает в себя территории Ново-Савинского района Казани) и Пионерскому (№ 14, включает часть Советского района Казани). По данным государственной автоматизированной системы «Выборы», в Ибрагимовском округе выдвинулось восемь человек, включая самовыдвиженца Риму Мухамедшину (гендиректор АО «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани»). Сейчас она является депутатом думы Казани, входит во фракцию «Единой России». В Пионерском округе — шесть кандидатов, от «Единой России» — бывший глава комитета ЖКХ в исполкоме Казани. Также в дополнительных выборах в Госсовет участвуют кандидаты КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», Партии роста и «Новых людей». Большинство кандидатов уже прошли регистрацию.
От выборов в Татарстане в этом году отказалось «Яблоко». «В нашей республике нет никакого смысла участвовать в выборах, потому что выборов в общем-то нет»,— пояснял „Ъ“ глава татарстанского отделения партии Руслан Зинатуллин. В прошлом году он баллотировался на местных выборах в Зеленодольском районе, в том числе в поселке Осиново, где строится мусоросжигательный завод. В ходе избирательной кампании суды признали господина Зинатуллина и двух представительниц «Яблока» причастными к деятельности организации, признанной судом экстремистской («Штабы Навального»). Их лишили пассивного избирательного права на три года.
ЛДПР и «Справедливая Россия» по итогам дополнительных муниципальных выборов могут существенно увеличить свое представительство на местах. Сейчас у этих партий 221 и 271 депутат соответственно. Среди оппозиционных партий больше только у КПРФ — 324 депутата. Впрочем, в ЛДПР ранее заявляли „Ъ“, что планируют победить лишь в пяти округах. Вместе с тем партия выставляет максимальное количество кандидатов, поскольку есть установка «участвовать во всех выборах».
«Сейчас найти кандидатов очень сложно. А ради проформы мы не хотим выдвигаться»,— пожаловался „Ъ“ первый секретарь татарстанского отделения КПРФ Хафиз Миргалимов. Он напомнил, что сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект о реформе местного управления, в ходе которой планируется упразднить муниципалитеты на поселенческом уровне (останутся только районы и городские округа). «Люди говорят: зачем нам идти туда, когда уже все решено Москвой? После 2025 года останется только районный уровень местного самоуправления»,— рассказал господин Миргалимов. Кроме того, он отметил, что многие кандидаты не хотят декларировать свои доходы. Сам коммунист против ликвидации депутатских советов на поселенческом уровне. «Это первичная власть, люди не могут каждый раз ехать в районный центр. Власть опять отодвигается»,— посетовал он. «И потом, насколько ужесточены сейчас законы по выборам. Люди не дураки, знают, как у нас проводятся выборы»,— заключил господин Миргалимов.
«В Татарстане местного самоуправления не было. На уровнях района были органы госвласти, которые назначались. С 2005 года местное самоуправление получило чуть большую свободу. А сейчас поселковый уровень сворачивается. Для кандидатов интересен только городской уровень»,— рассуждает казанский политолог Сергей Сергеев. При этом он отмечает, что на выборах конкуренция осталась номинальной, поскольку партии «вынуждены петь в унисон с „Единой Россией“». «Выдвижение оппозиционных фигур, например из „Яблока“, оказалось практически заблокированным. Никакой интриги не осталось»,— заключает он.