Перерегистрацию зацементировали в процессе
На каком основании начались попытки изменить структуру собственности группы Holcim
Налоговая приостановила смену собственников в цементной группе Holcim. Прежде она утверждала, что против нее проводится рейдерский захват. Holcim — крупнейший в мире производитель цемента с несколькими заводами в России. После начала боевых действий на Украине компания объявила об уходе с российского рынка. Однако потом начали происходить необъяснимые вещи: некто в Чечне через суд потребовал от производителя 257,3 млн руб., а затем сразу же попытался войти в структуру собственности бизнеса. Подробности этой истории — в материале Ивана Якунина.
В самой группе Holcim “Ъ FM” ситуацию описали так: в Ленинский районный суд Грозного обратилась некая компания «Рондана» с требованием взыскать с ответчика 257,3 млн руб. В системах проверки контрагентов значится, что это микропредприятие, где есть всего один сотрудник. Суд иск принял и удовлетворил, о чем сообщил производителю цемента постфактум. Гендиректор «Холсим Россия» Максим Гончаров удивлен — истец ему не знаком, да и в Чечне группа никогда дел не вела.
Более того, попытки разобраться особым успехом не увенчались, рассказывает предприниматель: «Мы подали заявление в МВД, ФСБ и прокуратуру с просьбой начать расследование. Что касается основного дела, неизвестные заявители подали в налоговую заявление о перерегистрации на нового собственника. Мы пока так и не получили доступ к материалам дела в суде города Грозный, хотя пытаемся это сделать уже не первый день. В ФНС пришло заявление с приложенным исполнительным листом от суда, но дела как такового и материалов мы так и не получили. Это сдерживающий фактор для наших дальнейших действий».
Попытки изменить структуру собственности начались почти сразу после того, как суд вынес решение. На каком основании он это сделал, неясно. В министерстве печати республики на многочисленные звонки “Ъ FM” не ответили. Ситуация напоминает середину нулевых, говорит юрист «КСК Групп» Александр Шарапов. По его словам, подобные схемы рейдерских захватов были популярны и следующие шаги злоумышленников понятны:
«Чаще всего это как раз проходило через процедуру банкротства.
Выявлялась фиктивная задолженность, затем недобросовестный кредитор возбуждал дело о банкротстве, становился мажоритарным кредитором и старался всеми правдами и неправдами не пустить других добросовестных кредиторов в реестр требований. Дальше он либо реализовывал имущество на подконтрольных ему лиц, поставив своего арбитражного управляющего, либо предпринимал другие шаги».
Пока из всех инстанций, куда группа Holcim обратилась за помощью, отреагировала только ФНС — налоговая приостановила сбор заявок на смену структуры собственности. Решение, судя по всему, предстоит обжаловать, но следующая инстанция после районного суда в Грозном тоже будет в Чечне. Впрочем, правозащитник Александр Хуруджи не теряет оптимизма: «Обжаловать необходимо. Если будут резонанс и гласность, конечно же, открыто проводить рейдерский захват побоятся, но станут ждать позиции верхов.
С одной стороны, это предприятия, которые фактически поддерживают санкции, с другой — многие уходят очень корректно: мы все оставляем с надеждой вернуться через 10 лет. Если на ослабленные предприятия позволяют нападать, и выяснится, что инструментарий использован в отношении цементной группы, то это будет очень негативный сценарий для всех, кто уходит. Соответственно, они могут изменить свою стратегию».
А такие разговоры уже начались. Deutsche Bank, например, увидел риски потерять доступ к своим активам в России. В его случае, правда, ключевую роль играют санкции, которые ограничивают компанию и со стороны Брюсселя, и со стороны Москвы. Зато неожиданных кредиторов из Чечни у банка не обнаружилось, по крайней мере, пока.
Позднее приобретатель российских активов Holcim Евгений Костюкевич заявил “Ъ FM”, что это попытка надавить на правоприменительные органы в отсутствие какой-либо правоты в юридическом смысле: «Честно скажу, для меня удивительно, как наши западные партнеры пытаются откреститься и от долгосрочных переговоров, которые мы вели, и от подписанных ими документов, и от всех шагов, которые привели к сделке, но это их право. Цель всего, что они сейчас заявляют, по сути, пересмотр условий сделки, но, как говорит русская пословица, поздно махать кулаками после драки – дело сделано».
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".