«Работы будут уничтожаться ежедневно»
Дмитрий Буткевич — о судьбе проекта The Currency
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, для чего художник Дэмиен Хёрст планирует сжечь свои произведения, и как это связано с NFT.
Как романтично пишут коллеги, «этому проекту всегда суждено было превратиться в клуб дыма». Дэмиен Хёрст объявил, что сожжет тысячи своих картин в лондонской галерее Newport Street Gallery в рамках проекта NFT, который продлился год и был бесстрашно назван основателем The Currency — «Валюта».
Как известно, в галерее Newport располагается «Частный музей Хёрста» — это три здания на юге Лондона, в Воксхолле. В шести залах размещается солидная коллекция художника. Она содержит более 3 000 работ таких художников, как Фрэнсис Бэкон, Пабло Пикассо, Джефф Кунс, Бэнкси. Кроме того, она также включает в себя работы молодых и начинающих художников, а также исторические артефакты, анатомические модели и другие предметы музейного уровня. Называется собрание Хёрста довольно странно: коллекция Murderme.
Так вот, 9 сентября в Ньюпорте откроется новая выставка, посетители которой получат возможность увидеть некоторые из 10 000 картин маслом на бумаге, созданных художником еще в 2016 году. В 2021-м Хёрст привязал картинки с яркими пятнами-шариками к NFT. Покупатели могли в течение года приобрести одну из картин, то есть, один из 10 000 NFT по $2 тыс. за штуку. Сейчас их попросили выбрать, оставить ли себе токены или обменять их на физические работы.
Если покупатель выбрал токен, то соответствующая картина будет выставлена в Newport Street Gallery перед тем, как ее сожгут. Работы будут уничтожаться ежедневно во время проведения выставки, а кульминацией станет заключительное мероприятие во время недели Frieze в октябре, когда сожгут все оставшиеся полотна. Промежуточный результат таков: 4 137 человек поменяли свои NFT на физическую работу, и осталось 5 863 токена.
Назвав этот проект своим «самым захватывающим на сегодняшний день», Хёрст утверждает: «Он исследует границы искусства и валюты, когда искусство меняется и становится валютой, а валюта становится искусством. Неслучайно правительства используют изображения на монетах и банкнотах. Они делают это, чтобы помочь нам поверить в деньги. Без искусства нам трудно во что-либо верить».