Рабочие попросили Путина спасти Ижевский автозавод

Сотрудники Ижевского автомобильного завода (принадлежит АвтоВАЗу) пожаловались, что находятся в простое более пяти месяцев. Они направили открытое письмо президенту Владимиру Путину, в котором рассказали, что на заводе не могут возобновить производство из-за нехватки комплектующих. Рабочие утверждают, что руководство завода хочет перенести выпуск Lada Vesta в Тольятти, а в Ижевске выпускать электрическую версию Lada Largus, продажи которой гораздо ниже. В АвтоВАЗе заявили, что примут решение о работе заводов в Ижевске и Тольятти к сентябрю.

Письмо на имя президента опубликовано на странице профсоюза Ижевского автозавода во «ВКонтакте». На заводе работает около 3 тыс. человек, его производственные площадки находятся в простое с конца марта. Рабочие пишут, что «для выживания коллектива» запустили программу временных работ, но «вполне вменяемые деньги» можно получить только за покраску стен, сбор мусора и стрижку травы.

В письме сказано, что завод не работает из-за отсутствия комплектующих для Lada Vesta. В автомобиле, по словам авторов письма, «российского — всего 40%», а остальное привозили из-за границы. Возобновить производство планировали во второй половине 2023 года, и рабочий коллектив пишет, что «готов подождать и перебиться». Однако недовольство сотрудников вызвало решение руководства АвтоВАЗа перенести производства LadaVesta в Тольятти. Причина, как утверждается в письме, в нехватке мощностей ижевского завода.

«В Ижевске конвейер работает с мощностью 30 автомобилей в час, это 120 тыс. Lada Vesta в год. По данным АвтоВАЗа, в следующем году российскому авторынку потребуется порядка 250 тыс. "Вест". Ижевск столько физически не может произвести, но сможет Тольятти. Именно у них есть мощности для выпуска 60 автомобилей Lada Vesta в час»,— объясняют сотрудники завода. Сейчас Lada Vesta стоит 1,5–1,8 млн руб., и при такой стоимости, как считают рабочие, не может быть продано 250 тыс. машин, потому что «у народа нет столько денег».

Взамен Ижевскому автозаводу хотят предложить выпускать электрическую версию Lada Largus, пишут рабочие. Они обращают внимание, что в России нет инфраструктуры для электромобилей. В 2021 году было куплено чуть более 2 тыс. электрокаров, причем популярностью пользуются премиальные марки — Tesla, Porsche и Audi. Как отмечают сотрудники завода, Lada Largus — автомобиль бюджетного уровня, и его покупают в регионах, где практически отсутствуют зарядки для электромобилей.

Сотрудники завода считают, что руководство АвтоВАЗа «идет на сознательный обман», и опасаются сокращения рабочего коллектива на 70%. По их мнению, Lada Largus «сегодня существует только на бумаге», а рынок «не сможет переварить более тысячи таких машин». «Уважаемый Владимир Владимирович!.. Не дайте сегодня совершиться противоправным действиям, не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству АвтоВАЗа максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства Lada Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили!» — сказано в письме.

С главой профсоюза Ижевского автозавода Виктором Назаровым встретился председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов. В АвтоВАЗе сказали, что «формируют новую индустриальную стратегию» для развития бренда Lada, и компания «оценивает различные сценарии загрузки производственных площадок» в Тольятти и Ижевске. «Финальные решения будут приняты после их утверждения советом директоров в августе-сентябре»,— уточнили в региональном правительстве (цитата по ТАСС).

О производстве автомобилей в условиях санкций — в материале «Ъ» «АвтоВАЗ возобновил выпуск».


Еще больше новостей — в Telegram-канале «Коммерсантъ».

Лаура Кеффер

Вся лента