Валютные торги просчитывают риски
Как ЦБ может отреагировать на санкции против Мосбиржи и НКЦ
Центробанк готовится к отказу от биржевых торгов иностранными валютами. Регулятор обеспокоен, что под санкции подпадут Московская биржа или Национальный клиринговый центр (НКЦ). В таком случае операции с долларом и евро будут невозможны, и как определять их курс, тоже будет неясно, рассказали Forbes в пресс-службе Банка России. Ведомство сообщило, что моделирует разные сценарии ответных мер.
Один из них описывают источники журнала Forbes: устанавливать стоимость доллара самостоятельно регулятор якобы не хочет, поэтому создает отдельную внебиржевую платформу. По задумке, там будут предложения от десяти крупнейших банков — это и станет курсом валют для потребителей.
Что это означает? И какие возможны риски? Член Общества финансовых консультантов Великобритании Исаак Беккер уверен, что пострадают от нового механизма в первую очередь покупатели валюты: «Напоминает ситуацию, когда человек оказывается в помещении и ему закрывают сначала одно окно — дышать становится тяжелее — а потом и все остальные. Происходящее на Мосбирже — это уже, конечно, не фондовый рынок в классическом понимании, большая его часть отрезана.
Нет внешних инвесторов, которые всегда составляли значительную часть инвестиций. Если ко всему прочему Мосбиржа не сможет функционировать, то, конечно, ничего хорошего в этом нет.
ЦБ может пойти на вынужденные меры, чтобы хотя бы создать видимость рынка, а, с другой стороны, и в самом деле иметь возможность усреднять показатели по разным банкам — уже хоть что-то.
Ситуация по-настоящему фронтовая, и тут, как говорится, не до жиру.
При реализации данной схемы ее бенефициарами станут банки. Если посмотреть, как там продается сейчас золото, то можно увидеть, что где-то его стоимость ориентируется на мировую, но для клиента в отдельных банках разница между ценой покупки и ценой продажи составляет 30%. Боюсь, как бы так не случилось с валютой. Когда не будет биржи, банки смогут ставить любые цены, они будут королями в этой ситуации».
Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин еще в начале лета 2022 года советовал участникам рынка снизить валютные позиции в Национальном клиринговом центре из-за риска санкций. В случае если площадка подпадет под западные ограничения, там можно будет торговать исключительно валютами дружественных стран.
Независимый финансовый советник Наталья Смирнова считает, что создание альтернативы необходимо, но вряд ли оно поможет наполнить бюджет. Для этого рубль должен быть слабым, что невыгодно банкам, которые будут представлены на новой платформе, отмечает эксперт: «Не совсем понятно, как это может работать. Будет ли это курс, по которому они готовы покупать валюту? Тогда еще вопрос: а им она сейчас зачем? Судя по тому, что в большинстве банков уже введена комиссия за обслуживание валютных и брокерских счетов, на покупку валюты, вряд ли можно ожидать, что эти 10 банков поставят доллар по 70 руб. Тогда как это будет? Они будут ставить по минимуму, будут перестраховываться, возможно, еще больше, чем сейчас.
А что может сделать регулятор, если он не может устранить причину санкций? Если ограничения введут, возможно, ЦБ придумает какое-то временное решение наподобие русского Bloomberg для 10 банков. Потом он будет смотреть на спрос и либо разрабатывать более продвинутое решение, либо понять, что, да, наверное, бизнес перестроился. Тогда работать можно через СНГ или перейти на другие валюты или оставить все без изменений».
Источники Forbes утверждают, что объем активов, которые подпадут под заморозку в случае санкций, составляет около $40 млрд — это клиентские средства, размещенные на брокерских счетах. Центробанк якобы уже сейчас требует от брокеров снизить эту сумму с помощью комиссий. В ведомстве официально это не комментировали.
Учитывая риски, гражданам уже сейчас стоит отказаться от торговли долларом и евро, рассуждает Начальник управления торговых операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко: «Если блокирующие санкции будут наложены на НКЦ, то торги, вероятнее всего, будут остановлены. Деньги, по сути, окажутся заморожены.
Смысла торговать замороженными активами внутри НКЦ, на мой взгляд, немного. И пострадают в этом случае как раз в основном неквалифицированные инвесторы.
Они, как правило, не осознают всю серьезность ситуации и не понимают, как управлять такими рисками.
Риск остановки биржевых торгов, на мой взгляд, ненулевой. Экспортно-импортные операции будут идти своим чередом, но свободный курс лучше директивного.
В условиях, когда рынок будет невозможен, выбирать, конечно, не придется. В долгосрочном плане это негативно повлияет на экономику. Не будет понятного механизма прогнозирования курса, а сам он будет непрозрачным. Для клиентов и частных инвесторов в целом безопаснее сейчас использовать валюту дружественных стран».
Оборот наличной американской валюты в России, как выразилась глава ЦБ Эльвира Набиуллина, запрещать не будут даже при самом апокалиптическом сценарии. По ее подсчетам, россияне держат на руках около $85 млрд.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".