Михаил Саакашвили выбирает свободу
Экс-президент Грузии объявил, что уйдет из грузинской политики, если его выпустят из тюрьмы
В ближайшее время бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, отбывающего шестилетний срок в грузинской тюрьме, могут перевести в одну из европейских клиник, что, по сути, означает его освобождение. Но это произойдет лишь в том случае, если власти поверят в его транслируемые через адвокатов заявления. Экс-президент утверждает, что его уже не интересует грузинская политика, и обещает больше в нее не вмешиваться. Но это только в том случае, если его выпустят в ЕС. Оттуда он отправится на Украину, гражданином которой является с 2015 года.
О желании экс-президента Саакашвили навсегда уйти из грузинской политики в субботу сообщил его адвокат Валерий Гелбахиани. В интервью проправительственной телекомпании «Имеди» он отметил, что его подзащитного «интересует лишь физическое выживание» в условиях длительного тюремного заключения «по политически мотивированному приговору».
Если экс-президенту Саакашвили позволят «восстановить свое здоровье», «грузинской политикой он больше интересоваться не будет», а «займется лишь политикой на Украине».
Адвокат заключил тираду грубой фразой в адрес бывших соратников Михаила Саакашвили по оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД): «Миша уходит из грузинской политики, а эти... (дальше — нецензурное слово.— “Ъ”) никого в парламент провести не смогут (имеется в виду — в результате очередных парламентских выборов.— “Ъ”), и все будут над ними насмехаться».
Сам Михаил Саакашвили через представителей своего близкого окружения неоднократно давал понять, что именно он все последние годы «держал на плаву» ЕНД, а избиратели этой партии — почти на 100 процентов его личный электорат.
Большинство грузинских экспертов с такой оценкой вполне согласны: люди, голосовавшие на парламентских выборах 2020-го и 2016-го года за ЕНД, получившую примерно треть всех голосов, — это в основном те, кто отождествляет ЕНД с ее основателем и бессменным лидером.
С обвинениями в несостоятельности в адрес крупнейшей в Грузии оппозиционной партии в последнее время неоднократно выступали и другие адвокаты Михаила Саакашвили, а также его мать Гиули Аласания и сын Эдуард Саакашвили. Последний недавно заявил, что возвращение его отца в Грузию в ночь на 29 сентября прошлого года (после чего экс-президента арестовали грузинские спецслужбы) «было грубейшей ошибкой, превратившейся в катастрофу». Эдуард Саакашвили признал, что его отец ожидал большей поддержки от своих сторонников и большей «уличной активности», которая в итоге привела бы к смене власти, но его надежды не оправдались.
Лидеры правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ) не верят заверениям Михаила Саакашвили об уходе из грузинской политики.
Член парламента от ГМ назвал все заявления на этот счет «несерьезными». При этом в руководстве ЕНД обратили внимание «Ъ» на то, что сам Михаил Саакашвили хранит молчание. «Мы в партии обсудим этот вопрос только после того, как заявления сделает лично Саакашвили»,— подчеркнул один из лидеров ЕНД, пожелавший остаться неназванным.
С другой стороны, как отметил в беседе с «Ъ» эксперт независимого информагентства Nation.ge Давид Авалишвили, «для властей соблазнительно избавиться от Саакашвили как от наиболее популярного оппозиционного политика», но «только после того как они получат некие гарантии его невмешательства в грузинские дела».
Михаил Саакашвили приговорен к шести и трем годам лишения свободы по двум уголовным делам за превышение полномочий. Еще по трем обвинениям в Тбилисском городском суде продолжаются слушания. В совокупности бывшему президенту грозит до 11 лет лишение свободы.