В кинопрокат вышла обновленная версия советской «Кин-дза-дзы!». «Мосфильм» покадрово отреставрировал снятую на пленку картину Георгия Данелии. В кинозалах ленту 1986 года впервые показывают в качестве 4К. Как отметили в пресс-службе медиахолдинга «Цифровое Телевидение», повторная премьера состоялась в рамках проекта «"Мосфильм. Золотая коллекция" в кино». Таким же образом вновь в кинотеатрах недавно выходил фильм «Асса» 1987 года. Его также отреставрировали и значительно улучшили звук.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Такие работы требуют немалых затрат, но они в результате окупаются, отмечает директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое телевидение» Иван Кудрявцев: «Этот затратный процесс — часть производственной цепочки киноконцерна "Мосфильм", их долгосрочные стратегические инвестиции в модернизацию, сохранение своей великой библиотеки.
Поэтому эти вложения многократно окупаются впоследствии, когда уже отреставрированные фильмы эксплуатируются и в кино-, и в телепрокате, и на платформах. "Ассу" выпустили на экране в ремастеринге. Она собрала у экранов в основном молодежь, 10 тыс. человек сходили на фильм в кино. "Асса" стала самым кассовым советским перевыпуском с начала пандемии. Она собрала в прокате под 4 млн руб. Это очень хорошо для советского перевыпуска».
Удачный повторный прокат «Ассы» — это скорее исключение, чаще такие эксперименты с советскими шедеврами не дают нужного результата, отмечает аналитик Estimate Company Тимур Имаев. По его словам, кино 90-х на большом экране сейчас пользуется спросом у аудитории:
«Наверное, наиболее успешным примером внепремьерного показа фильмов стали повторные показы фильмов 90-х, в первую очередь это "Брат" и "Брат-2". Совокупные сборы дилогии составили около 117 млн руб. Средние сборы на фильм 90-х — около 27 млн руб. На втором месте — повторные показы арт-мейнстрима. Наиболее успешным стал фильм "Драйв" 2011 года. Он собрал в прокате почти 12 млн руб.
Средние сборы на каждый из 10 фильмов составили около 3 млн руб. Зарубежная классика — это фильмы "Касабланка", "Хиросима, моя любовь", "Шербургские зонтики" и "Виридиана" — в среднем собрали около 2 млн руб. на фильм. Еще менее успешными оказались советские фильмы: "Любовь и голуби", "Тайна третьей планеты" и "Чиполлино". Их средние сборы составили 1 млн руб».
Фотогалерея
Эксклюзивные кадры со съемок культового фильма
О том, как возникло название фильма, Георгий Данелия рассказывал в одном из интервью:
«У нас поначалу в пепелаце (фантастическом летательном аппарате.— "Ъ") висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: "Что у тебя в портфеле?" Леонов за ним, как эхо, повторял: "Феле-феле-феле…" — дальше отвечает: "Зелень". — "Какая?" — "Кинза". И давай петь: "Кин-дза-дза-дза…" Всю дорогу пел. "Не можешь заткнуться?" Песня испепелилась. Название осталось…»
На фото слева направо: Юрий Яковлев, Евгений Леонов, Георгий Данелия, Станислав Любшин и Леван Габриадзе на фоне пепелаца
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Чатланский язык, слова из которого постоянно вставляют в свою речь герои, придумали авторы сценария — Георгий Данелия (на фото) и Реваз Габриадзе. Позже режиссер объяснял происхождение некоторых слов: «эцилопп» от англлийского слова «police», читаемого наоборот, «пацак» — от украинского «кацап» и русского «пацан», «гравицаппа» от «гравитация», а название летательного аппарата «пепелац» — от грузинского слова «бабочка»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Сцены на планете Плюк снимались в пустыне Каракумы в Туркмении. Евгению Леонову, сыгравшему чатланина Уэфа (на фото слева), в условиях жары приходилось тяжелее всех — незадолго до съемок он перенес операцию на сердце
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Слева направо: Георгий Данелия, Леван Габриадзе, сыгравший студента Гедевана по прозвищу Скрипач, Юрий Яковлев (пацак Би), Станислав Любшин (дядя Вова) и Евгений Леонов (чатланин Уэф) на съемочной площадке
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Костюмы для фильма делали из подручных материалов, так как костюмерные «Мосфильма» на тот момент были задействованы на картине «Борис Годунов». Так, под халатом у исполнительницы роли Цан Ирины Шмелевой (на фото) был обычный кусок ткани
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Колькольчики пацаков, которые герои носили на носу — это рыбацкие колокольчики для донок, купленные в магазине «Рыболов-спортсмен»
На фото: Георгий Данелия, Леван Габриадзе и Виктор Маренков, сыгравший сторожа на пепелацедроме
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Часть отличий фильма от сценария связана с цензурой. Так, по первоначальной задумке, в портфеле у Скрипача должна была быть чача. Но из-за антиалкогольной кампании в сюжете ее пришлось поменять на уксус. Оператор Павел Лебешев шутил, что съемочной группе пакостят инопланетяне, поскольку не хотят, чтобы о них знали правду
На фото: Павел Лебешев (слева) и Георгий Данелия на съемочной площадке
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Многие костюмы были изготовлены из деталей старого летного снаряжения. Так, эцилоппы (местные блюстители закона) носили во рту пружинки. В один момент для их шлемов потребовалось двести лампочек, которые отсутствовали на складе «Мосфильма». Режиссер обращался за помощью к первому секретарю Мосгоркома КПСС Виктору Гришину, а после его увольнения — к новому секретарю Борису Ельцину. Лампочки в итоге достал сотрудник аппарата ЦК КПСС Леон Оников
На фото: Валентин Букин (эцилопп) и Георгий Данелия
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Основным одеянием жителей планеты Плюк было теплое нижнее белье фирмы «Заря», которое предварительно обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали
На фото: Евгений Леонов в байковой майке фирмы «Заря» и Георгий Данелия на съемке сцены у контрабандистов на заброшенном заводе в московских Черемушках
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По воспоминаниям Данелии, к нему обратился американский режиссер, впечатленный спецэффектами, с предложением делать похожие для его картины. На что Данелия отшутился: «А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицаппу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным…». Покрышку из стеклоткани для повозки Цан (на фото) Данелия нашел на свалке
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Георгий Данелия и шар, олицетворяющий «последний выдох» — могилу на планете Плюк. Гигантский же шар — «последний выдох господина ПЖ» — создатели придумали по ассоциации с огромными портретами генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Леван Габриадзе на гриме перед съемками сцен с планеты Альфа. Во время съемок Леван еще учился в школе
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Колесо обозрения для съемок раздобыл замдиректора фильма Сергей Сендык
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Главная декорация фильма — пепелац — первоначально по ошибке была отправлена во Владивосток и искать ее пришлось при помощи КГБ. Когда на съемках художник-постановщик решил для достоверности немного «подкоптить» пепелац, декорация загорелась. Чтобы восстановить сгоревшую часть, обшивку взяли на местном аэродроме
На фото слева направо: Юрий Яковлев, Евгений Леонов, Георгий Данелия и Павел Лебешев
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Картина подверглась критике после выхода на экран. Кинокритик Всеволод Ревич указывал, что «Кин-дза-дза!» — это творческая неудача Данелии, фильм затянут, а в персонажах нет нарицательности. В то же время публицист Николай Лордкипанидзе дал картине положительную оценку, придя к выводу, что «фильм снимался от души и для души». Кинокритик Евгений Сурков называл фильм «тонкой и умной комедией, к сожалению, плохо понятой критикой и недооцененной зрителями»
На фото: Леван Габриадзе и Георгий Данелия в перерыве между съемками
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
О том, как возникло название фильма, Георгий Данелия рассказывал в одном из интервью:
«У нас поначалу в пепелаце (фантастическом летательном аппарате.— "Ъ") висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: "Что у тебя в портфеле?" Леонов за ним, как эхо, повторял: "Феле-феле-феле…" — дальше отвечает: "Зелень". — "Какая?" — "Кинза". И давай петь: "Кин-дза-дза-дза…" Всю дорогу пел. "Не можешь заткнуться?" Песня испепелилась. Название осталось…»
На фото слева направо: Юрий Яковлев, Евгений Леонов, Георгий Данелия, Станислав Любшин и Леван Габриадзе на фоне пепелаца
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Чатланский язык, слова из которого постоянно вставляют в свою речь герои, придумали авторы сценария — Георгий Данелия (на фото) и Реваз Габриадзе. Позже режиссер объяснял происхождение некоторых слов: «эцилопп» от англлийского слова «police», читаемого наоборот, «пацак» — от украинского «кацап» и русского «пацан», «гравицаппа» от «гравитация», а название летательного аппарата «пепелац» — от грузинского слова «бабочка»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Сцены на планете Плюк снимались в пустыне Каракумы в Туркмении. Евгению Леонову, сыгравшему чатланина Уэфа (на фото слева), в условиях жары приходилось тяжелее всех — незадолго до съемок он перенес операцию на сердце
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Слева направо: Георгий Данелия, Леван Габриадзе, сыгравший студента Гедевана по прозвищу Скрипач, Юрий Яковлев (пацак Би), Станислав Любшин (дядя Вова) и Евгений Леонов (чатланин Уэф) на съемочной площадке
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Костюмы для фильма делали из подручных материалов, так как костюмерные «Мосфильма» на тот момент были задействованы на картине «Борис Годунов». Так, под халатом у исполнительницы роли Цан Ирины Шмелевой (на фото) был обычный кусок ткани
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Колькольчики пацаков, которые герои носили на носу — это рыбацкие колокольчики для донок, купленные в магазине «Рыболов-спортсмен»
На фото: Георгий Данелия, Леван Габриадзе и Виктор Маренков, сыгравший сторожа на пепелацедроме
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Часть отличий фильма от сценария связана с цензурой. Так, по первоначальной задумке, в портфеле у Скрипача должна была быть чача. Но из-за антиалкогольной кампании в сюжете ее пришлось поменять на уксус. Оператор Павел Лебешев шутил, что съемочной группе пакостят инопланетяне, поскольку не хотят, чтобы о них знали правду
На фото: Павел Лебешев (слева) и Георгий Данелия на съемочной площадке
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Многие костюмы были изготовлены из деталей старого летного снаряжения. Так, эцилоппы (местные блюстители закона) носили во рту пружинки. В один момент для их шлемов потребовалось двести лампочек, которые отсутствовали на складе «Мосфильма». Режиссер обращался за помощью к первому секретарю Мосгоркома КПСС Виктору Гришину, а после его увольнения — к новому секретарю Борису Ельцину. Лампочки в итоге достал сотрудник аппарата ЦК КПСС Леон Оников
На фото: Валентин Букин (эцилопп) и Георгий Данелия
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Основным одеянием жителей планеты Плюк было теплое нижнее белье фирмы «Заря», которое предварительно обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали
На фото: Евгений Леонов в байковой майке фирмы «Заря» и Георгий Данелия на съемке сцены у контрабандистов на заброшенном заводе в московских Черемушках
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По воспоминаниям Данелии, к нему обратился американский режиссер, впечатленный спецэффектами, с предложением делать похожие для его картины. На что Данелия отшутился: «А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицаппу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным…». Покрышку из стеклоткани для повозки Цан (на фото) Данелия нашел на свалке
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Георгий Данелия и шар, олицетворяющий «последний выдох» — могилу на планете Плюк. Гигантский же шар — «последний выдох господина ПЖ» — создатели придумали по ассоциации с огромными портретами генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Леван Габриадзе на гриме перед съемками сцен с планеты Альфа. Во время съемок Леван еще учился в школе
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Колесо обозрения для съемок раздобыл замдиректора фильма Сергей Сендык
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Главная декорация фильма — пепелац — первоначально по ошибке была отправлена во Владивосток и искать ее пришлось при помощи КГБ. Когда на съемках художник-постановщик решил для достоверности немного «подкоптить» пепелац, декорация загорелась. Чтобы восстановить сгоревшую часть, обшивку взяли на местном аэродроме
На фото слева направо: Юрий Яковлев, Евгений Леонов, Георгий Данелия и Павел Лебешев
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Картина подверглась критике после выхода на экран. Кинокритик Всеволод Ревич указывал, что «Кин-дза-дза!» — это творческая неудача Данелии, фильм затянут, а в персонажах нет нарицательности. В то же время публицист Николай Лордкипанидзе дал картине положительную оценку, придя к выводу, что «фильм снимался от души и для души». Кинокритик Евгений Сурков называл фильм «тонкой и умной комедией, к сожалению, плохо понятой критикой и недооцененной зрителями»
На фото: Леван Габриадзе и Георгий Данелия в перерыве между съемками
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Даже удачные перезапуски фильмов в прокате не спасут кинотеатры в кризисной ситуации, отмечает генеральный директор объединенной киносети «Формула Кино», «Синема Парк», «Кино Окко» Алексей Васясин:
«Эти эксперименты проходят всегда. И до известных событий они тоже были. Очень нишевый продукт собирает людей на определенный сеанс, даже получает неплохие сборы. Но этот контент не способен собрать десятизальную аудиторию с шестью сеансами в день. Кинотеатры ждут решения властей: параллельный импорт — один из вариантов.
Еще одна опция — получение денег от государства, чтобы кинотеатры могли дотерпеть до того момента, когда российские продюсеры выделят средства для увеличения количества снятых российских картин. Второе — финансирование кинопроизводства нужно кардинальным образом изменить. То есть должно быть два транша, где первый связан с производством, второй — с маркетингом».
На фоне ухода голливудских студий с российского рынка выручка кинотеатров значительно упала. По данным Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, сборы за уикенд с 30 июня по 3 июля составили 151 млн руб. Похожие показатели фиксировались только в период локдауна осенью прошлого года. Правда, и тогда эта сумма была на 3 млн больше.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".
Марк Протасевич