Генподряд идет на разделение
Ниши
Рынок строительного генподряда по-прежнему остается сильно зависимым от крупных девелоперских компаний. При этом эксперты говорят, что рынок все больше разделяется на сегменты, все больше компаний выбирают какую-то одну специализацию. И именно в сегменте подрядных работ на рынке строительства есть место для малого бизнеса, который в строительной отрасли чувствует себя хуже, чем в среднем по другим секторам экономики.
Юрий Александров, руководитель направления fee-девелопмента инжиниринговой корпорации «Ирбис», говорит, что рынок генерального подряда переживает не лучшие времена. По его мнению, он разделен на две части: госзаказ (и заказчики-монополисты) и коммерческий подряд. «После череды банкротств компаний, работавших в секторе госзаказа в инфраструктурном строительстве (дороги, мосты, инженерные сети), рынок стабилизировался и в основном сформирован постоянными участниками. Та же ситуация и в области бюджетного строительства социальных объектов»,— говорит эксперт.
Небольшое число специализирующихся на госзаказе компаний, профессионально работающих с проектно-сметной документацией до конкурсных процедур, позволяет избегать срывов по срокам и бюджетам. «Скачки цен последнего года, процедуры импортозамещения комплектующих и оборудования нивелируются соглашениями и проходят относительно гладко, что позволяет заказчикам и генподрядчикам обходить проблемные моменты. Это рынок со своей спецификой, невысокой маржинальностью и зависимостью от качества GR. По этим причинам часть генподрядчиков уходит на объекты федерального финансирования»,— добавляет господин Александров.
Что касается рынка коммерческого генподряда, то тенденция последних лет — интеграция генподрядных структур (как формальная, так и неформальная в виде стратегических партнерств) в состав девелоперских структур, альянсы с УК и инвестиционными компаниями, указывает эксперт. Это стало ответом на два негативных фактора рынка десятилетия: снижение объемов рынка и давление заказчиков (ценовой демпинг).
Лучше сами
Андрей Паньков, заместитель генерального директора по производственным вопросам объединения «Строительный трест», говорит, что в «Строительном тресте» генподрядные структуры внутренние. «Но наши генподрядчики работают, в том числе, и на внешние заказы. Спрос на компетентных специалистов в этом направлении есть»,— подчеркивает он.
Другие эксперты считают, что на рынке не хватает компаний. «Специфика этого вида работ очень простая: очень тяжело найти хорошего генподрядчика, который бы выполнял все работы в сроки, качественно. Я не говорю, что таких компаний нет, они есть, но их мало»,— сетует Виталий Коробов, генеральный директор Element Development.
«Идеальная система работы на рынке строящегося жилья — когда каждый занимается своим делом. Девелопер находит земельный участок, разрабатывает концепцию развития, делает проект, получает необходимые разрешения, обеспечивает финансирование и продажи. Нанимает генподрядчика, который привлекает к работе подрядчиков и занимает самой стройкой. Но, к сожалению, пока во многом функции генподряда приходится нести самим»,— соглашается Андрей Вересов, исполнительный директор группы «Аквилон».
Игорь Карцев, генеральный директор «Максимум Лайф Девелопмент», придерживается иной точки зрения: «Генподрядных организаций в Петербурге достаточно, и между ними существует достаточно острая конкуренция. Одна из тенденций рынка — возросшая специализация генподрядных компаний. Они готовы увеличивать объем предлагаемых заказчику услуг по проектированию и сопровождению проектов, а также растущий опыт и возможности крупнейших генподрядчиков».
«Крупные застройщики, как правило, имеют в составе своих компаний собственных генподрядчиков. Это довольно распространенная схема. Если объем работ, который необходимо выполнить, больше, чем генподрядчик может освоить, то застройщики прибегают к помощи сторонних генподрядных организаций»,— рассказывает Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы ЦДС.
Ниша для малых
Как говорят эксперты, рынок подряда пока остается, по сути, единственной возможностью для малого и среднего бизнеса работать в стройотрасли. Владислав Преображенский, исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы, при этом подсчитал, что занятость в российском малом бизнесе в строительстве составляет около 22%, что меньше, чем в среднем по другим отраслям. «По России доля занятых в малом бизнесе составляет примерно 27%. Доля малого бизнеса в ВВП страны — около 21%. При этом доля малого бизнеса в ВВП за рубежом доходит до 60%, а доля занятых — вплоть до 80%»,— приводит данные эксперт.
Малый бизнес в строительной отрасли представлен в производстве подрядных работ и ряде производств стройматериалов и разнообразных комплектующих изделий для строительства.
«Исторически строительство в России базировалось на крупных индустриальных предприятиях. С развитием экономики в постсоциалистическую эпоху начал формироваться слой малых предприятий, услуги которых стали востребованы не только в сфере обслуживания. Хотя о развитии малого бизнеса много говорится, и государство стремится расширить его долю в экономике страны, далеко не однозначно, что это возможно и стоит делать опережающими темпами. Это связано прежде всего с тем, что малому бизнесу гораздо сложнее получить финансирование, поскольку оно построено на залоговом, а не на проектном принципе. Чтобы получить кредит, необходимо внести залог, а с этим у малого бизнеса дела обстоят не лучшим образом. Поэтому об увеличении доли малого бизнеса в экономике РФ можно будет говорить только после смены базового принципа кредитования экономики»,— рассуждает господин Преображенский.
Вячеслав Андрюшкин, советник председателя правления СДМ-банка, с такой оценкой согласен: «Основная часть малого бизнеса в нашей стране сконцентрирована в сфере торговли и услуг: по разным оценкам, количество занятых здесь субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) превышает 60%. Строительная отрасль в общей структуре оборота значительно уступает, однако держится в тройке лидеров или близко к ней».
Правда, господин Андрюшкин оценивает долю малого бизнеса в строительстве еще меньше: по его данным, она не превышает 10%. «Дело в том, что производственный и строительный бизнес — один из самых капиталоемких, здесь достаточно высокий порог входа, который требует серьезных финансовых вложений. Как правило, предприятия МСП занимаются производством стройматериалов, сопутствующих товаров, комплектующих к некоторым видам строительного оборудования и техники. К сожалению, достаточно сильно два года назад по отрасли ударила пандемия, из-за которой замораживались многие проекты и стройки. Простой в производстве и разрыв производственных цепочек закономерно отразились на снижении доходов и не сильно способствовали привлечению в отрасль новых игроков. У данной группы предприятий МСП есть все шансы наращивать обороты. Правда, при условии, что отрасль будет развиваться. Помочь в этом могут программы господдержки МСП, льготы и субсидии, а также формирование комфортной среды для бизнеса»,— полагает господин Андрюшкин.
Алексей Кузнецов, генеральный директор производства деревянных модульных домов Swedhus, считает, что для увеличения доли малого бизнеса в России необходима поддержка государства в части снижения налоговой нагрузки, разработки программ льготного кредитования и предоставления возможностей для обучения и развития предпринимателей.
Владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский при этом замечает, что и в строительстве тоже есть ниши, где малый бизнес занимает весомую долю. «Малый бизнес в строительстве составляет более 40% в общем объеме отрасли ИЖС. Хотя что здесь считать малым бизнесом, а что большим? Крупные девелоперы на рынок ИЖС так и не вышли, хотя ПИК и "Самолет" это анонсировали. А помимо застройщиков коттеджных поселков, на рынке представлено множество мелких подрядных компаний. Не все из них даже ООО имеют, увы. В целом рынок ИЖС пока мало регулируется. Чтобы изменить ситуацию, необходимо создать стандарты строительства, комитет при Минстрое с привлечением экспертов-практиков, уделить внимание развитию инфраструктуры. Пока в нашем сегменте малый бизнес сконцентрирован на индивидуальном строительстве и подрядных работах»,— рассуждает эксперт.
Впрочем, крупный бизнес привлекать небольшие компании не спешит. Андрей Паньков поясняет: «В силу высокой ответственности при строительстве многоквартирных домов вряд ли имеет смысл увеличивать долю малого бизнеса. Малый бизнес пригоден для решения каких-то узкоспециализированных задач с низкими рисками — как в России, так и в мире, за исключением тех стран, где действуют гиперлиберальные нормы».