Апартаменты работают на индустрию гостеприимства
Отели
В первом полугодии 2022 прирост номерного фонда на гостиничном рынке Петербурга обеспечивался новыми проектами апартаментов. В сегменте консервативных гостиниц на рынок вышел всего один проект. При этом площадь юнитов в апарт-отелях стала заметно сокращаться.
Такие данные приводит IPG.Estate. На момент 2022 года общий объем качественного предложения гостиничной недвижимости находится на уровне 19 300 номеров. По итогам первого полугодия 2022 года туристический поток в Санкт-Петербург составил 3,77 млн туристов. «Традиционно весенне-летние месяцы популярны для поездок в Петербург, весомый вклад в объем потока внес прошедший в июне ПМЭФ. Очевидно преобладание внутреннего туризма: в начале летнего сезона Петербург недосчитался туристов из Китая ввиду новой вспышки COVID-19 в крупных городах. До конца 2022 года мы ожидаем, что совокупный туристический поток не превысит 6 млн человек»,— рассказали в IPG.Estate.
Заполняемость растет
Заполняемость гостиниц в первом полугодии 2022 года, по данным компании, составила 71%, что на 21 п. п. больше, чем в 2021 году. «Рост загрузки сопряжен с высоким туристическим сезоном, до конца года данный показатель скорректируется в сторону уменьшения. В прошлые периоды в высокий сезон уровень загрузки гостиниц был сравнительно выше, однако сейчас сегмент гостиниц конкурирует с рынком апартаментов, что размывает спрос. До конца 2022 года мы фиксируем высокие риски снижения заполняемости и ADR гостиниц ввиду снижения покупательской способности населения и отказа от познавательного туризма»,— говорят аналитики IPG.Estate.
Стоимость размещения также подвержена фактору сезонности и продемонстрировала рост по итогам первого полугодия 2022 года. Максимальный рост тарифа был зафиксирован в сегменте четырехзвездочных гостиниц и составил 20% к цене аналогичного периода в 2021 году.
«Максимальный риск для гостиничного сегмента состоит в снижении покупательной способности: мы не ожидаем роста туристического потока не только до конца 2022 года, но и в 2023 году, когда будет ощущаться максимальный эффект экономической ситуации в стране. Другой важный фактор — уход международных операторов на фоне укрепления позиций апартаментов как средства краткосрочного размещения. В данном ключе гостиничный сегмент находится под максимальным давлением перспектив снижения экономических показателей»,— заключают в IPG.Estate.
Апарт-отели сжимаются
Аналитики консалтинговой компании Knight Frank St. Petersburg подчитали, что с января по июнь в сегменте апарт-отелей наблюдалось увеличение покупательского интереса к юнитам меньшей площади. Средняя площадь проданных апартаментов в первом полугодии 2022 года в сервисном формате составила 25,6 кв. м (–5 кв. м), в несервисном — 45,6 кв. м (–5,5 кв. м), только в рекреационном формате отмечалось незначительное увеличение площади на 0,6 кв. м, до 41,3 кв. м.
По данным Knight Frank St. Petersburg, в первом полугодии 2022 года было реализовано 1,1 тыс. апартаментов общей площадью 35,7 тыс. кв. м. В первом полугодии 2022 года при приобретении апартаментов сервисного и рекреационного формата покупатели наибольшее предпочтение отдавали студиям — 88 и 51% совокупного спроса соответственно, в несервисном — однокомнатным юнитам (50% приобретений). За год доля продаж студий увеличилась во всех форматах: на 25 п. п., до 51% совокупного спроса,— в рекреационных апартаментах, на 15 п. п., до 22%,— в несервисных, на 10 п. п., до 88%,— в сервисных объектах.
Спрос на рекреационные апартаменты с тремя спальнями сократился с 22 до 6% от общего объема спроса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это обусловлено квартирографией с большой долей студий в новых объектах. В несервисном формате апартаменты с тремя спальнями также не были востребованы, хотя годом ранее их доля составляла 10% от общего объема спроса.
Татьяна Любимова, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St. Petersburg, отмечает: «За последние три года цены на апартаменты увеличились более чем в два раза по всем форматам, что привело к увеличению порога входа для инвесторов. Также апартаменты не включены в программу льготной ипотеки, что дополнительно мотивирует покупателей искать более дешевые варианты. Это стимулирует выводить в продажу юниты минимальных площадей».