Lipton уходит из России
Производитель чая решил свернуть деятельность
Крупный международный производитель чая под марками Lipton и Brook Bond принял решение прекратить свою деятельность в России из-за невозможности стабильно развивать бизнес. Уходящие бренды занимали не более 4,5% рынка, так что их легко заменят как российские, так и иностранные поставщики, считают участники рынка. Более того, потребление чая в России в первом полугодии уже упало на 6,1%.
О прекращении работы Ekaterra в России сообщили «Известия» со ссылкой на информацию пресс-службы компании. В России компания была представлена брендами Lipton, Brook Bond, Saito, которые производила на чаеразвесочной фабрике в Санкт-Петербурге. Производство планируется остановить к концу 2022 года, тогда прекратится продажа и дистрибуция продукции. В Ekaterrа объяснили решение невозможностью стабильно развивать бизнес в текущих условиях.
Ekaterra ранее принадлежала международному производителю пищевых продуктов и бытовой химии Unilever. В начале июля была закрыта сделка по продаже чайного подразделения инвесткомпании CVC Capital Partners за €4,5 млрд. В сделку не был включен чайный бизнес в Индии, Непале, Индонезии, а также доли в совместном с Pepsi производстве холодного чая Lipton.
Гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия говорит, что пока не ясна структура ухода компании с рынка. Самые негативный вариант, по его мнению, закрытие производства. В этом случае компании либо придется вывозить оборудование, что сейчас затруднено законодательно, либо пытаться найти покупателей на него внутри страны. При этом есть вариант сохранить производство путем смены собственника.
Но Рамаз Чантурия указывает, что актив компании — фабрика в Санкт-Петербурге — сложный: он находится в черте города, что довольно затратно из-за требований экологического законодательства и прочих ограничений. По его мнению, желающих приобрести просто оборудование, без фабрики, будет значительно больше.
Источник «Ъ» в одной из торговых сетей говорит, что доля уходящих брендов не превышала 4,5%, так что ритейлеры смогут найти альтернативных поставщиков на освободившиеся объемы. Среди них может быть Ahmad Tea или ГК «Орими» (марки Greenfield, Tess, Jardin), предположил собеседник «Ъ». В этих компаниях оперативный комментарий не предоставили.
Директор по взаимодействию с государственными органами компании «Май» (бренды «Майский», «Лисма», Richard) Давид Акопян говорит, что основными производителями и поставщиками чайной продукции на внутренний рынок являются локальные компании. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев считает, что Lipton, Brook Bond, Saito были заметными брендами на рынке, но свободную нишу смогут занять помимо российских поставщиков и компании из Индии, Китая и Шри-Ланки. Единственным последствием ухода Ekaterra из России может быть сокращение ассортимента, заключает господин Акопян.
По его мнению, это не должно привести к повышению стоимости чайной продукции. По данным NielsenIQ, продажи чая в розничных сетях за первое полугодие в натуральном выражении сократились на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в денежном, наоборот, выросли на 9,7%. Как ранее писал «Ъ», производители чая с февраля повысили цену на 30–60%, ссылаясь на удорожание логистики и упаковки.