«Зинин Бизнес Хаб»: от конвейерного аутсорсинга бухгалтерии до тотального шеринга финансово-экономического управления бизнесом

Как бы ни стремился человек к спокойствию и стабильности, чаще всего прогресс двигают вперед именно проблемы и кризисы. Сложности и пертурбации открывают предприимчивому уму множество возможностей и рождают новые неожиданные идеи. Например, в разгар пандемии средний и малый бизнес массово пришёл к осознанию возможности значительно сократить затраты на персонал, передав учетные и управленческие функции стороннему исполнителю. Аутсорсинг был и раньше, но именно кризис заставил предпринимателей массово и быстро переходить на более современные и эффективные методы организации производственных и управленческих процессов.

Начавшись с простого аутсорсинга бухгалтерии, тренд быстро вырос в нечто большее — шеринг всего блока финансово-экономического управления бизнесом. И в этом весьма показателен кейс Владимира Зинина — сооснователя первого в России бухгалтерского конвейера МАКО, а позднее идеолога и создателя первого в России универсального финансово-экономического сервиса «Зинин Бизнес Хаб». Сервиса, который предоставляет предпринимателям уже не только узкие бухгалтерские услуги, но и широкий спектр решений для бизнеса: налоговый учет, конвейерная аутсорс-бухгалтерия, финансовый консалтинг и управленческий учет, 1С и автоматизация отчётности. Можно сказать, что это бизнес-мозги в аренду. Или партнер на аутсорсе — эдакий виртуальный «свой парень», который решает самые сложные и зубодробительные проблемы небольшого бизнеса, связанные с финансами, платежами, управленческим учётом. И при этом, будучи вовлечённым в такие проблемы на уровне полноценного партнёра, совершенно не претендует ни на долю в бизнесе, ни на дивиденды.

Шаг 1. Бухгалтерский конвейер — самая эффективная форма бухгалтерии на аутсорсе

Аутсорсинг бухгалтерии появился в ответ на потребность, прежде всего, малого и микробизнеса — ИП зачастую не по карману грамотный собственный бухгалтер, а вот несколько предпринимателей в складчину вполне способны содержать одного толкового главбуха. С другой стороны, и бухгалтеру вполне по силам вести отчетность трех-пяти, а то и более бизнесов. Главным недостатком такого шеринга бухгалтеров является человеческий фактор, особенно если эти отношения «оформлены» лишь устной договоренностью. Специалист в свободном найме может ошибиться, задержать оказание услуг, наконец, просто неожиданно пропасть в самый неподходящий момент, оставив предпринимателя в весьма затруднительном положении.

Поэтому со временем на российском рынке появились более-менее солидные компании по оказанию аутсорсинговых бухгалтерских услуг. Они, по крайней мере, связаны с клиентом формальными договорными обязательствами. Компания, особенно с историей и репутацией, уже не пропадет в одночасье с документацией и отчетностью. Но и в компаниях по-прежнему качество бухгалтерских услуг во многом определяется пресловутым человеческим фактором. Каждый специалист такой компании ведет несколько клиентов. И он точно так же может ошибаться, путать данные, болеть-отсутствовать и т. д.

Свести на нет все недостатки описанных аутсорс-бухгалтерий помогла принципиально новая форма организации учетных процессов, которую впервые реализовал Владимир Зинин с партнером, создав первый в России аутсорсинговый бухгалтерский конвейер МАКО. По сути, это полноценная структурированная, разделённая на отделы бухгалтерия — точно такая же, как во всех крупных корпорациях, но впервые доступная даже микробизнесу (стоимость услуг МАКО начинается с 2 000 рублей в месяц за ведение компании под ключ).

Бухгалтерский конвейер состоит из шести специализированных департаментов и работает четко, без сбоев, как хорошо отлаженный механизм. Каждый специалист выполняет одну-единственную элементарную операцию. Он знает эту операцию досконально, что минимизирует вероятность ошибки. Если сбой все же случится, то будет выявлен на следующем участке конвейера. А если рядовой бухгалтер заболеет, будет недостаточно качественно выполнять свои обязанности или даже неожиданно решит уволиться, его очень легко заменить — одной элементарной операции можно быстро и легко научить нового сотрудника. Эффективность и производительность бухгалтерского конвейера впечатляюще высока — +/-30 сотрудников ведут учет более 600 компаний: одинаково высокий уровень бухгалтерского сопровождения получают и микроскопические ИП с оборотами в десятки тысяч рублей в месяц, и весьма крупные предприятия с сотнями сотрудников и сотнями миллионов оборота.

Шаг 2. Бизнес-мозги в аренду — шеринг всего блока финансово-экономического управления бизнесом

Пандемия не только дала мощный толчок в развитии конвейерной аутсорс-бухгалтерии, но и резко выявила принципиально новые потребности бизнеса в этот непростой период. Клиенты конвейерной бухгалтерии Зинина все чаще стали обращаться к нему с нестандартными запросами, с проблемами, которые требуют нетривиальных решений. Быстрых, но нестандартных. В то же время риски принятия неправильных решений резко возрастают — бизнесам массово стал нужен финансово-экономический консалтинг. Причём глубокий, разносторонний и под ключ — полного цикла. Консалтинг, не ограничивающийся только вопросами бухгалтерии, но предлагающий небольшому бизнесу решение широкого спектра задач, связанных с финансовым и управленческим учетом, налогами, автоматизацией управления. Как разблокировать счета? Отвечать ли на повестки налоговой? Если не достаточно оборотных средств, то что лучше — заплатить налоги или таки выплатить зарплату персоналу, нарвавшись на пени?

Один из показательных кейсов того периода сам Зинин описал на vc.ru. Пандемия, локдаун, остановка крупного предприятия. Персонал сократить невозможно — это уникальные специалисты, от которых зависит выполнение госзаказов. Задолженность перед бюджетом 30 млн руб. Как следствие — блокировка счетов и перспектива банкротства. И все это — результат действий главного бухгалтера предприятия. Действий, формально правильных (с точки зрения налогового законодательства), но, с точки зрения бизнеса, приводящих к банкротству. Зинин посмотрел на проблему иначе — не столько как бухгалтер, но как бизнесмен. И немедленно нашел способ разблокировать счета, ликвидировать кассовый разрыв и законно отсрочить выплаты в фонды и бюджет. Зинин просчитал, что лучше не заплатить налоги вовремя и «попасть» на небольшие пени, чем обанкротить предприятие и лишить заработка персонал ради того, чтобы сделать все четко по инструкции.

Именно в таких нестандартных для рядовых бухгалтеров подходах проявляется мышление бизнес-девелопера, так необходимое сегодня каждому усиленно выживающему в текущих условиях предпринимателю.

Еще больше нестандартных вызовов предъявил бизнесу кризис 24 февраля 2022 года. Разрыв многолетних деловых связей, разрушение логистических цепочек, трудности в расчетах с зарубежными контрагентами, санкции. Далеко не все бизнесмены и их управленцы знают, что с этим делать. А вот Зинин знает… Поэтому новый проект Владимира Зинина призван дать предпринимателю ответы на самые сложные вопросы, решение любых нестандартных проблем и вызовов сегодняшнего мегакризиса. И именно эту фразу — «Зинин Знает» — Владимир взял как девиз своего нового проекта — «Зинин Бизнес Хаб».

«Зинин Бизнес Хаб» — это уже не просто бухгалтерия на «удаленке», а гораздо более масштабный проект. В нем есть бухгалтеры, финансисты, управленцы с мышлением бизнес-девелопера. Причём бизнес-девелопера не типового, не стандартного — скорее антикризисного. Таких мало, и работают они за немалые деньги в крупных корпорациях… Или у Зинина. Это такие прокачанные бизнес-мозги, которые можно «взять в аренду». По сути, «Зинин Бизнес Хаб» — это шеринг всего блока финансово-экономического управления бизнесом.

В мире наступает эпоха тотального шеринга. Каршеринг позволяет пользоваться автомобилем «в складчину» с другими автолюбителями. Уже можно не содержать собственный офис, а воспользоваться коворкингом (то есть, по сути, офис-шерингом). Аутсорсинг бухгалтерии конвейерного типа — это тоже шеринг. И почему бы тогда не шерить весь аппарат управления? Полноценную управленческую структуру с большой бухгалтерией, экономической и финансовой службами, мозговитым финдиректором и гениальным сисадмином использовать совместно с другими небольшими бизнесами. «Это выгодно и эффективно! — уверен Владимир Зинин. — Возможность для малого, даже микробизнеса получить в пользование полноценную управленческую структуру — финансово-экономическую службу уровня крупных корпораций. Службу, решающую в оперативно-авральном режиме самые сложные и нестандартные проблемы, связанные с налогами, ФОТ, выплатами в бюджет, льготами от государства, разблокировкой счетов, переводам денег за рубеж в обход SWIFT и санкций… И главное — такой уровень мышления — всего от 5 000 рублей в месяц! В 10 раз дешевле посредственного штатного бухгалтера».

В этой новой парадигме шеринга бизнес-мозгов Владимир Зинин видит ключевой посыл успеха его нового проекта «Зинин Бизнес Хаб».

Вся лента