Без чайных церемоний
Одну из двух фабрик Unilever в Петербурге ликвидируют после ухода Ekaterra
В Санкт-Петербурге закроется подразделение Unilever, 20 лет занимающееся фасовкой продукции международной компании Ekaterra. Это один из крупных чайных производителей, владеющий брендами Lipton, Saito, Brooke Bond и другими. Компания заявила о прекращении своей деятельности в России. В Петербурге владельцы фабрики не исключают ликвидации предприятия и сокращения персонала в 100 человек, хотя рассматривают и другие варианты. Эксперты считают, что нишу в отрасли легко могут заполнить отечественные производители.
Международная чайная компания Ekaterra заявила об уходе из России «из-за текущей операционной среды». «Ekaterra намерена прекратить производство чая марок Lipton, Saito и Brooke Bond в России к концу 2022 года, вскоре после этого прекратятся и продажи»,— уточняется в сообщении.
«После завершения производства в 2022 году здание фабрики в Санкт-Петербурге, скорее всего, будет закрыто, но рассматриваются и другие варианты исходя из бизнес-планов. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, все обязательства перед сотрудниками будут выполнены в полном объеме. Второе здание фабрики по производству бытовой химии и косметики компании Unilever продолжит работать в штатном режиме»,— прокомментировали «Ъ-СПб» в пресс-службе Unilever. Там же уточнили, что речь идет о 100 сотрудниках.
В Санкт-Петербурге с 2002 года работает чаеразвесочная фабрика в составе филиала Unilever (ООО «Юнилевер Русь»). В 1994 году петербургская фабрика «Северное сияние» (Прогонная улица, дом 1) вошла в состав производственных предприятий компании Unilever в России. На линиях фабрики производят торговые марки средств личной гигиены и бытовой химии: косметические средства Dove, средства по уходу за волосами Clear, Dove, Tresemme, Timotei, дезодоранты Axe, Dove, Rexona, а также чистящие и дезинфицирующие средства Cif, Domestos и Glorix.
В 2002 году у «Юнилевер Русь» заработало чаеразвесочное направление по адресу: Прогонная улица, дом 2/4. Фабрика занимала площадь в 4 тыс. кв. м. По данным администрации Санкт-Петербурга, на 2019 год фабрика была на втором месте в Европе по объемам производства (16 тыс. тонн продукции в год).
Ekaterra является крупнейшим мировым производителем чая с портфелем, состоящим из 34 брендов, среди которых Lipton, PG tips, Pukka, T2 и TAZO. Компания входила в структуру Unilever. В конце 2021 года последняя заявила о намерении продать чайное бизнес-подразделение Ekaterra компании CVC Capital Partners Fund VIII. Сделку оценили в €4,5 млрд, ее окончательное закрытие было запланировано на второе полугодие 2022 года.
«Уход с российского рынка компания Unilever инициировала еще весной 2020 года, прекратив продажи листового чая под марками Lipton и Brooke Bond, оставив их лишь в наиболее популярном на российском рынке формате — чайных пакетиках. Через полгода, в октябре 2020 года, Unilever также продала бренд "Балтимор" и права на марку Calve в России и СНГ группе компаний KDV (вафли "Яшкино", конфеты "Крокант", сухарики "Три корочки", "Кириешки", а также "Бабкины семечки"). Всего "чайное" направление компании насчитывало 34 торговые марки. На тот момент сам генеральный директор бизнеса Алан Джоуп оценивал такую продажу как победу. Освободившуюся нишу вполне способны занять российские производители чайной продукции»,— считает доцент кафедры статистики РЭУ имени Плеханова Ольга Лебединская.
Что касается CVC Capital Partners, то это управляющая компания, основанная в 1981 году и специализирующаяся на прямых инвестициях через специализированные фонды, которая вложила значительные средства в европейские и азиатские рынки. Инвестиционные интересы компании очень разнообразны, начиная с футбола и Формулы-1 и заканчивая антивирусом Avast, производством чемоданов и сумок Samsonite.
«Для новых собственников Ekaterra ключевым вопросом является создание дополнительной стоимости, в отличие от предыдущего владельца Unilever, для которого российский рынок является стратегическим. Уход вполне логичный из-за "токсичных" отношений с Россией. При этом, учитывая высокий уровень конкуренции на рынке, едва ли он как-то повлияет на ситуацию в отрасли. Для Unilever будет успехом, если компания продаст оставшиеся производственные мощности. Фактически уход плавный до конца года, можно выполнить полностью обязательства перед сотрудниками»,— считает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Автор стратегий автоследования «Финам» Дмитрий Марков считает, что бренды компании Ekaterra занимали значимую долю на российском чайном рынке и потребители заметят уход такого крупного игрока.
«При этом на полках представлено множество альтернативных вариантов чаев, поэтому покупатели смогут без труда подобрать замену. Вероятно, на производителя чая оказывалось международное давление со стороны политиков и контрагентов в связи с деятельностью в России. И, взвесив все "за" и "против", компания решила свернуть работу в нашей стране, чтобы не иметь проблемы с бизнесом в других регионах»,— считает эксперт.