Вагоностроительный завод возвращается на рельсы
Тихвинское предприятие начало выходить из простоя
Тихвинский вагоностроительный завод возобновляет производство после простоя, продолжавшегося два с половиной месяца. Эксперты отмечают рост продаж грузовых вагонов после майского падения спроса и прогнозируют выход предприятия на плановые объемы производства до октября текущего года.
Предприятия ПАО «НПК "Объединенная вагонная компания"» (НПК ОВК) в Тихвине Ленинградской области с 1 августа возобновили работу после вынужденного простоя. Эту информацию «Ъ-СПб» подтвердили в пресс-службе вагоностроительного холдинга.
В сообщении компании, опубликованном в соцсетях со ссылкой на управляющего директора АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ) Евгения Кузьменко, говорится, что загрузка производственных мощностей предприятия с последующим выходом на плановые мощности будет носить постепенный характер. Персонал задействуют поэтапно, с учетом технологической специфики производства полного цикла, отгрузки комплектующих поставщиками и плана по реализации готовой продукции.
В августе запланирована поставка полувагонов, хопперов, лесовозов российским заказчикам и фитинговых платформ на экспорт, уточняется в сообщении.
В пресс-службе правительства Ленинградской области, в свою очередь, уточнили: «По информации компании, в течение месяца на промплощадке будет задействовано штатное количество сотрудников».
Тихвинский вагоностроительный завод остановил конвейер 17 мая, первоначально возобновление выпуска продукции было намечено на 31 мая. Персоналу — на предприятии работает 7 тыс. человек — выплачивалось 2/3 заработной платы. Простой в основном был связан с дефицитом кассетных подшипников, производством которых в России занимались завод шведской SKF в Твери и два совместных предприятия: «ЕПК — Бренко» (с американской Amsted Rail) и «Тимкен ОВК» (с американской Timken). В марте американские компании объявили о прекращении сотрудничества и выходе из совместных предприятий, в апреле SKF также анонсировала уход с российского рынка.
Источник на рынке, знакомый с ситуацией, сообщил «Ъ-СПб», что возобновление производства грузовых вагонов связано с тем, что российские предприятия, в том числе с совместным капиталом, восстановили поставки кассетных подшипников вагоностроителям.
Портфель заказов тихвинских предприятий НПК ОВК к моменту приостановки производства составлял около 20 тыс. вагонов — практически на уровне годовой загрузки производственных мощностей. На ПМЭФ-2022 компания заключила еще два контракта: с Уральским горнопромышленным холдингом на поставку 5 тыс. полувагонов и с ОХК «Уралхим» на поставку 1494 хопперов-минераловозов. Вчера ОВК также сообщила, что подписала договор с комбинатом хлебопродуктов «Тихорецкий» на поставку партии крытых вагонов нового поколения, количество которых компании не озвучивают.
НПК «Объединенная вагонная компания» — крупнейший производитель грузовых вагонов в России, в 2021 году компания произвела 15,4 тыс. вагонов — четверть всех выпущенных в стране. В Тихвине, кроме ТВСЗ, расположены «Тихвинспецмаш», «Тихвинхиммаш» и ТСЗ «Титран-Экспресс».
По данным ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники», в первом полугодии выпуск грузовых вагонов в РФ снизился по сравнению с показателем за шесть месяцев прошлого года на 17%, до 24 588 единиц.
По словам гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, поскольку самая острая проблема для вагоностроительной отрасли (дефицит кассетных подшипников для инновационных вагонов) более или менее решена, в течение августа-октября ТВСЗ может выйти на плановую мощность. Эксперт также отметил, что пик снижения продаж грузовых вагонов, особенно в сегменте полувагонов, пришелся на май, и сейчас наблюдается улучшение ситуации, хотя неопределенность в отрасли все еще остается высокой. Тем не менее растет спрос на крытые вагоны, зерновозы и минераловозы, что открывает перед производителями (ТВСЗ, Уралвагонзаводом и другими) дополнительные возможности.