Строителям указали на Северную Корею

Сколько составляет дефицит рабочих в России

Российские власти задумались о привлечении высокопроизводительных строителей из Северной Кореи. Один плиточник из КНДР может заменить двух, а то и двух с половиной российских рабочих той же специальности, рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью РБК. По словам чиновника, Россия всегда привлекала трудовые ресурсы из стран СНГ, но после пандемии индустрия лишилась большого количества рабочих. В итоге в феврале 2022 года дефицит строителей составлял примерно миллион человек.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

На этом фоне, как подчеркнул вице-премьер Марат Хуснуллин, власти рассматривают развитие потенциальных хабов на более далеких рынках: «За пандемию мы закрыли азиатский рынок, а у нас там до 1 млн. Мы потеряли часть мигрантов. Когда они уезжают, то не могут сидеть голодным и ищут себе работу в другом месте. Они нашли варианты в других местах: в тех же Эмиратах, Турции, кто-то уехал в Европу. Потерю мигрантов мы полностью не восстановили.

Мы открыли сейчас границы, у нас нет ограничений по коронавирусу, создали центры привлечения в Узбекистане. Можем попытаться взять местных, будет дороже, но в конечном итоге за все платит потребитель. Очень интересен рынок Кореи. Там, конечно, очень хорошие рабочие, но они очень закрыты. Корейский плиточник укладывает больше российского в два с половиной раза, заменяет двух-двух с половиной российских плиточников — это факт».

В 2017 году ООН приняла резолюцию, которая запрещает всем странам-участницам нанимать граждан Северной Кореи на работу, поскольку они отчисляют до 70% зарплаты государству. Эти поступления местные власти якобы тратят на военные программы. Впрочем, в России уже сейчас есть стройки, где официально трудятся рабочие из КНДР, рассказал член совета директоров компании Simple Estate Артем Цогоев: «Есть в России в том числе несколько компаний-подрядчиков, которые привозят сотрудников на стройки из Северной Кореи.

Там есть свой отбор, и просто так любого человека оттуда на стройку не позовут, он должен быть идеологически выдержан и замотивирован вернуться. По сути, они живут в России на достаточно ограниченном периметре, у них есть сопровождение, которое помогает коммуницировать. Зарплаты им начисляют, по-моему, и здесь, и там. Действительно процесс можно масштабировать.

Как мне рассказывали мои знакомые, корейские рабочие действительно очень работящие, дорожат возможностью трудиться в России, и я так понимаю, что это финансово им тоже очень выгодно».

Впрочем, пока массовым импорт рабочей силы из Северной Кореи не назовешь, говорит председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. По его словам, пока промышленные, гражданские и инфраструктурные девелоперы делают ставку на автоматизацию всех процессов на стройках:

«Недостаток рабочих, техников и инженеров сохраняется практически на всех стройках. В будущем, в 2023-2025 годах, дефицит будет нарастать, потому что перспективные объемы в строительстве увеличиваются. Сейчас основной удар идет на механизацию. Делается все, чтобы можно было возить, а не носить. Все, что можно поднимать лебедками, кранами, переводится на механизацию, с рук все перекладывается на технику. Активно вводится автоматизированная штукатурка и шпатлевка, так что повышения производительности труда добиться можно».

В июне замминистра строительства и ЖКХ Никита Стасишин говорил, что в стране вовсе перестал ощущаться дефицит строителей. На это, по его словам, повлияло укрепление рубля, которое привело к улучшению финансового положения рабочих.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Ульяна Миненкова

Вся лента