«Новая война в Косово может нанести удар по престижу Москвы»

Максим Юсин — об интересах и рисках России на Балканах

Работа нескольких контрольно-пропускных пунктов на границе Косово и Сербии восстановлена, сообщило сербское национальное телевидение. КПП возобновили работу после 26 часов блокады. Введение специального пропускного режима между Косово, Метохией и центральной Сербией ранее привело к столкновениям в этом регионе. Ситуацию помогали регулировать на уровне ООН. Обозреватель “Ъ” Максим Юсин задумался о том, какое значение имеет для России противостояние сербов и албанцев в Косово.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Сербско-албанское противостояние на севере Косово, едва не вылившееся в вооруженный конфликт несколько дней назад, на время затихло, а именно — на месяц. Под давлением Запада власти Косово перенесли с 1 августа на 1 сентября вступление в силу решения, столь возмутившего Белград, начать принудительную замену автомобильных номеров и документов, которые многие косовские сербы традиционно получали в Сербии. К сожалению, это не более чем отсрочка. За месяц и даже за год проблема никуда не денется.

И трудно себе представить, что косовский премьер Альбин Курти пойдет на уступки Белграду, отзовет свое решение по сербским номерам и документам. Даже если бы он этого очень хотел, глава кабинета вынужден считаться с мнением экзальтированной «патриотической» общественности, которая и так с трудом терпит присутствие сербских общин на севере страны, а с подобным отступлением, потерей лица, ущемлением суверенитета и территориальной целостности никогда не смирится. А с этой самой «общественностью» косовские политики портить отношения не хотят — это может слишком дорого обойтись.

В похожей ловушке оказался и президент Сербии Александр Вучич. С одной стороны, он не хочет делать резких шагов, отказываться от курса в ЕС и обострять отношения с НАТО. Вучич отлично понимает, что сербская армия в ее нынешнем состоянии способна справиться только с косовскими формированиями, но в столкновении с Западом не будет иметь ни малейшего шанса. В этом смысле со времен войны 1999 года мало что изменилось.

С другой стороны, Вучич — заложник своего имиджа сильного лидера, патриота, защитника сербских интересов. Не стоит забывать, что он выходец из Радикальной партии Воислава Шешеля, одного из самых известных сербских националистов. И Вучичу будет очень сложно объяснить своим традиционным избирателям уступки на косовском направлении. Его могут обвинить в слабости, в капитуляции перед «албанскими сепаратистами», в готовности бросить на произвол судьбы косовских сербов.

Пока президенту Сербии удается балансировать, избегать радикальных шагов, находить временные компромиссы — главным образом с помощью западных партнеров.

Но нет никаких гарантий, что так будет всегда. События могут принять непредсказуемый оборот: в какой-то момент прольется кровь, в результате чьей-либо провокации погибнут люди. И тогда под влиянием эмоций, под давлением «патриотической» общественности и Белград, и Приштина будут вынуждены применить силу. Иногда конфликт развивается по своей собственной логике, вопреки воли правителей, которые хотели бы его избежать. Как станет реагировать Москва, если ситуация на Балканах вновь обострится? На словах она, естественно, будет на стороне сербов.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже пообещал им «абсолютную, безусловную поддержку». А сенатор Владимир Джабаров заявил о возможных поставках оружия. Но есть один нюанс — Сербия почти со всех сторон окружена государствами-членами НАТО. И если они закроют свое воздушное пространство для самолетов с российским оружием (а они наверняка это сделают), в Белград оно никак не попадет. Как не попал глава МИД Сергей Лавров, который был вынужден отменить визит в сербскую столицу, когда Румыния, Болгария и Черногория отказались пропустить его самолет.

Новая война в Косово нежелательна для Москвы, так как это может нанести удар по ее престижу. Если в регионе начнутся серьезные боевые действия, если НАТО, как в 1999 году, придет на помощь албанцам, сложно себе представить, что сможет сделать Кремль, и без того поглощенный украинским конфликтом, для спасения своего исторического союзника. Геополитическое поражение и унижение на Балканах трудно будет объяснить и российскому обществу, и потенциальным партнерам Москвы за рубежом. При этом и альтернатива не видна. Не повторять же печальный опыт лета 1914 года, вступая из-за сербов в еще одну мировую войну?


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента