Х5 затягивает в сети
Федеральная компания приобретает контроль в двух крупных сибирских ритейлерах
Х5 Retail Group сообщила о планах получения контроля над двумя крупными розничными сетями в Сибири — «Красный яр» и «Слата», которые управляют почти 600 супермаркетами и дискаунтерами в шести регионах. В каждой из них федеральная компания получит по 70%. Для управления сетями будет создана совместная управляющая компания, при этом региональные ритейлеры сохранят операционные процессы и продолжат работу под своими брендами. Сумма сделки не разглашается. По оценкам экспертов, она могла составить в общей сложности от 3,8 до 5,6 млрд руб.
Х5 договорилась о приобретении контрольных долей в группах компаний «Красный яр» и «Слата», развивающих торговые сети в Восточной Сибири. Ходатайства о предстоящих сделках будут направлены в Федеральную антимонопольную службу России. «После получения всех необходимых разрешений со стороны регулирующих органов к X5 перейдут доли в размере 70% в бизнесах “Красный яр” и “Слата”. При этом сети продолжат работу под своими брендами с сохранением операционных процессов»,— сообщили в Х5. Сумма сделки не разглашается.
Управлением торговыми сетями «Красного яра» и «Слаты» займется единая управляющая компания, рассказали “Ъ-Сибирь” в пресс-службе «Слаты». «Через нее будет выстраиваться стратегическое управление. В совет директоров войдут представители всех трех участников сделки»,— уточнили в компании.
ГК «Красный яр» управляет 226 магазинами в Красноярском крае, Хакасии, Туве. Она развивает сети в двух форматах: гастрономы «Красный яр» и дискаунтеры «Батон». Их совокупная торговая площадь составляет 103,5 тыс. кв. м. ГК «Слата» развивает в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае супермаркеты «Слата» и дискаунтеры «ХлебСоль». Совокупная торговая площадь — 132,3 тыс. кв. м. Оба сибирских ритейлера арендуют в общей сложности четыре распредцентра в Красноярске, Иркутской области и Забайкальском крае. «Красный яр» и «Слата» входят с 2021 года в объединение торговых сетей Восточной Сибири и Дальнего Востока «Восточный союз», которое также включает хабаровскую ДВ «Невада» (сеть «Самбери»).
Х5 Retail Group рассчитывает в результате договоренностей существенно увеличить свое присутствие в восточной части Сибири. Сейчас Х5 управляет в Сибирском федеральном округе около 1,1 тыс. магазинов «Пятерочка». Сеть вышла в Сибирь в 2016 году, открыла магазины в Красноярском крае и Хакасии в феврале 2019 года, в Иркутской области — в конце 2021 года. По данным гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, доля «Пятерочки» на рынке розничных продаж в Красноярском крае в 2021 году составляла около 5%, ГК «Красный яр» — около 11%. Доля «Слаты» в Иркутской области — около 15%, а «Пятерочки» — 0,4%.
«Мы заинтересованы в дальнейшем развитии сети, не только на территории присутствия, но и за ее пределами. Задача роста и развития для нас остается приоритетной. Это один из ключевых моментов нашего сотрудничества с Х5, которая получает долю в бизнесе. Фактически мы остаемся на рынке конкурентами — у нас не будет одинаковой модели, мы работаем в разных форматах»,— рассказали “Ъ-Сибирь” в пресс-службе «Слаты».
Региональные ритейлеры в результате сделки получат преимущества с точки зрения доступа к закупочным возможностям Х5, IT-решениям, технологиям и т.д. и при этом сохранят свои бренды и команды, считает Михаил Бурмистров.
В то же время он отмечает, что предстоящая сделка нетипична для региональных ритейлеров, которые обычно продают федеральному игроку весь операционный бизнес, оставляя себе недвижимость. «Сейчас ситуация меняется: сильные собственники региональных сетей, которые выстояли в конкуренции, не хотят выходить из бизнеса в условиях текущей конъюнктуры и для них такая сделка — это возможность серьезно повысить конкурентоспособность и прибыльность бизнеса за счет ресурсов Х5 Group, капитализировать бизнес и сохранить долю, стоимость которой будет расти. Партнерство выглядит как win-win проект, хотя сторонам еще предстоит непростой процесс отстройки совместного управления бизнесом и решения вопросов по открытию “Пятерочек” и “Перекрестков” в регионах, где работают “Слата” и “Красный яр”»,— говорит эксперт. Для Х5 это тоже возможность усилить свое присутствие в Сибири, учитывая, что сейчас позиции компании в большинстве регионов не очень сильны, отмечает он. «Сейчас она получает возможность консолидировать в отчетности продажи крупных и эффективных региональных ритейлеров с востребованными форматами, в том числе жесткими дискаунтерами»,— считает эксперт.
По оценкам господина Бурмистрова, доля в «Слате» с учетом структуры сделки могла стоить 2–3 млрд руб., в ГК «Красный яр» — от 1,8 до 2,6 млрд руб.