Демпфер не полетел
Топливные компенсации авиакомпаниям за июль снизятся более чем на 40%
На фоне снижения цен на нефть компенсационные выплаты по демпферу для авиакомпаний в июле могут снизиться относительно марта в 2,5 раза, до 6,7 млрд руб. Это более чем на 40% меньше, чем бюджет компенсировал перевозчикам за подорожание топлива в июне. Топливо традиционно дорожает летом, в июле его биржевая стоимость составляла почти 70 тыс. руб. за тонну. По мнению экспертов и участников рынка, пока ситуация не выглядит драматичной, но если цены более двух месяцев продержатся на высоких отметках, авиакомпаниям может потребоваться поддержка.
Авиакомпании по итогам июля получат из бюджета 6,7 млрд руб. компенсаций за подорожание топлива, следует из обзора «Петромаркета» от 2 августа. Так, демпферные выплаты авиакомпаниям в июле оцениваются в 13,49 тыс. руб. за тонну, что более чем на 40% меньше июньских значений. Уменьшение демпферных выплат в прошлом месяце прежде всего связано со снижением экспортной стоимости топлива на фоне подешевевшей нефти. При этом на СПбМТСБ стоимость авиакеросина почти достигла максимальных значений в 70 тыс. руб. за тонну, что связано с сезонным спросом на топливо.
В марте авиакомпании получили рекордные компенсации по демпферу в 17 млрд руб., что был обусловлено высокими ценами на нефтепродукты из-за подорожания нефти и значительной девальвацией рубля.
Авиакомпании получают из бюджета компенсацию затрат за подорожание топлива за счет демпферного механизма. Он заработал с конца 2019 года, но первые выплаты авиакомпании получили лишь по итогам сентября 2021 года. Перевозчики получают 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и фиксированной оптовой ценой в РФ, которая в 2022 году составляет 55,9 тыс. руб. за тонну.
Биржевой рост цен на авиатопливо уже отражается в повышении цен операторов в аэропортах, отметили в Smartavia, где отменили топливный сбор на всех своих рейсах и включили его в стоимость билета. «В данной ситуации особое значение имеет механизм демпфера, который позволяет авиакомпании избегать переноса роста цены на керосин на пассажиров»,— добавили там. Как рассказал представитель одной из крупных авиакомпаний, в настоящее время подорожание авиакеросина «не выглядит ужасающим»: «Больше настораживают перспективы осенне-зимнего пассажиропотока, если спад будет сильнее традиционного, то сохранение высоких цен на топливо для кого-то может стать серьезной угрозой».
Алексей Рыбников, президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, 12 июля:
«Угроза дефицита нефти в мире реальна, следовательно, потребность в механизме демпфера сохраняется».
АЭВТ неоднократно добивалась увеличения демпферных выплат для авиаперевозчиков, но безуспешно. По словам источника “Ъ” в отрасли, власти не обсуждают сейчас корректировку демпфера, но, по мнению экспертов, она может потребоваться в случае длительного сохранения высоких цен на топливо. «Спрос на керосин упал, но самое удивительное в этой истории: почему не упала цена? Здесь работает тот самый демпферный механизм, потому что нетбэк на керосин высокий, соответственно, демпфер получается тоже приличного размера»,— в июле Reuters цитировало президента СПбМТСБ Алексея Рыбникова.
Высокие цены на авиакеросин, которые являются основной статьей расходов для авиакомпаний, совпадают с сезонным пиком спроса на авиаперевозки, отмечает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Как правило, стоимость топлива достигает пика ближе к сентябрю. По его словам, авиакомпании сейчас имеют неплохие показатели по загрузке рейсов, и сохранение текущих цен в течение месяца-двух не выглядит драматичным для авиаотрасли. Если же они сохранятся на высоком уровне в течение более длительного срока, это потребует от регуляторов рассмотрения вопроса об увеличении господдержки, полагает господин Пантелеев.